aquarells.ru |

О живописи, картинах и художниках

Эдуард Мане

Четверг 31 мая 2012

Эдуард Мане

Эдуард Мане (1832-1883 гг.) никогда не был политически ангажированным художником. Даже если принять во внимание его наброски, сделанные в период Коммуны 1871 года. Эдуард Мане просто хотел быть живописцем своего времени, живописцем того, что Бодлер определил как «современная жизнь».

Эдуард Мане никогда не был политически ангажированным художником. Даже если принять во внимание его наброски, сделанные в период Коммуны 1871 г.

 

Первую опасность, подстерегающую художника, рискнувшего обратиться к социальной почве, представляет собой собственно событие – как сюжет для живописи. Тема со слишком большим количеством исторических ассоциаций загоняет художника на задний план. Поэтому художник должен умудриться писать жизнь, не изображая главных ее событий, и этот род действительности, избранный им – ежедневное, будничное существование, — ничуть не менее правдив, чем исторические катаклизмы. Повседневная жизнь «снаружи», уличные сцены рискуют стать анекдотом или же социальной аллегорией. Анекдотичность – это мелкие детали, призванные придать сцене достоверность и занимательность. Они переполняют холст. Поиск подробностей, «зацепляющих» глаз, желание развлечь зрителя наносят ущерб целостности видения. Требуется не столько «выражать правду», сколько «свидетельствовать о правдоподобии». Социальная аллегория, с другой стороны, замораживает живое наблюдение, превращает его в теорию, индивидуальность – в типы. Здесь наблюдению предшествует идеология и превращает его в инструмент для выполнения внешних по отношению к искусству задач.

В картине «Ремонтные работы на улице де Берн» Эдуарду Мане удается избежать обеих этих опасностей: ненужной занимательности и желания что-либо доказать. Он довольствуется живописным «отчетом» о мире, определенным образом увиденном. Способ видения мира художником отличается от способа видения философа тем, что первый показывает, а второй – демонстрирует, пытаясь подтвердить какую-то свою мысль. Художник желает запечатлеть мимолетность существования. По словам Бодлера «современность преходяща, быстротечна, случайна… Мы не вправе игнорировать или презирать этот мимолетный, ускользающий элемент, так быстро преобразующий все вокруг нас».

Повседневная жизнь – это история, но развивающаяся спокойно, плавно, без ощутимых взлетов и падений, это медленное, почти не осознаваемое изменение, которое может показать нам, не искажая, только истинный художник, такой, как Эдуард Мане.

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

комментария 3 »

Альбина:

Эдуард Мане — величайший художник, его полотна всегда завораживают.

31 мая 2012 | 10:18 пп
Сергей:

Действительно, интересный живописец своего времени,

01 Июн 2012 | 5:17 дп
Евгений:

Лично меня в Эрмитаже интересуют импрессионисты — в Питере очень хорошее собрание таких картин

02 Июн 2012 | 10:35 дп
Оставьте свой отзыв

Комментарии