aquarells.ru |

О живописи, картинах и художниках

Гюстав Моро

Пятница 13 Июл 2012

Гюстав Моро

 

 

Гюстав Моро (1826 – 1898 гг.), французский художник, был представителем художественного течения символизма. Символизм, укрепившийся в 1880-е годы как реакция на реалистические тенденции в живописи, был одновременно и отрицанием рационализма, и утверждением метафизической природы искусства.

Гюстав Моро (1826-1898 гг.), французский художник, был представителем художественного течения символизма.

Гюстав Моро «Диомед, разрываемый своими лошальми» 1865 г.

 

Во всех отношениях противоположный по характеру устремлений творчеству Сёра, который мечтал о научном искусстве, создавая свой дивизионизм, Моро подхватывает проблему, поднятую Фюсли и Блейком, утверждая, что объект, на котором воспитывается глаз художника, принадлежит не реальному миру, а сверхъестественному миру мечты, миру снов. В этом отношении символизм – субъективное направление, т.е. система, которая помещает творящего субъекта в центр творческого акта. Он отличается от импрессионизма именно тем, что изображаемый предмет не относится к миру объективной действительности. Объектом для символизма служит мир фантазии субъекта-творца. Иными словами, символизм знаменует собой даже более радикальный поворот к личности, чем импрессионизм, поскольку он заявляет, что способен создавать произведения искусства, отгородившись от действительности.

Гюстав Моро (1826-1898 гг.), французский художник, был представителем художественного течения символизма.

Гюстав Моро «Единорог»

 

 

Отказ от какого бы то ни было изображения объективной реальности меняет саму природу изобразительности. Символизм с его фантазмами утверждает себя как критику реалистического (но иллюзионистичного) способа изображения, возникшего в эпоху Возрождения. Он открывает не иллюзию реальности, а реальность иллюзии. Радикальный переворот всей перспективы творчества породил новые отношения между художником и его произведением, в которых более не оставалось места идее сходства, подобия. Аналогичным образом концепция ритма заменила собой концепцию повествования, предвосхищая тем самым в области живописи тот переворот, который впоследствии в сфере музыки осуществил Игорь Стравинский в своей блистательной «Весне священной». Ритм понимается как средство передачи стремления души к возвышенному, к метафизическому строю, порядку, которого невозможно достичь с помощью разума, т.е. науки. Ритм передает музыку души, которую художник воплощает для всего человечества, ослепленного очевидностью объективной действительности.

Символизм, наследовавший романтизму постольку, поскольку он продолжал поддерживать статус художника как посредника, как медиума, в другом отношении порывает с романтизмом, отрицая повествовательность, чтобы развить концепцию эстетики, основывающейся на ритме, который порождает субъективное чувство времени, подобное тому, какое мы испытываем во сне – чувство повторяющегося, циклического, возвращающегося времени.

Прочерчивая эстетический путь, которым следовал Дэз Эссент, герой романа «Наоборот», Ж.-К. Гюисманс писал: «Потеряв интерес к современной действительности, он искал возвышенную, изысканную живопись, исполненную старинных мечтаний, картины античного разложения, непохожего на наши нравы, на нашу мораль, далекого от наших дней. Он искал картин ассоциативных, погружающих его в неизведанный мир, несущих следы неких новых догадок, раздражающих его нервную систему приступами ученой истерии, сложными кошмарами, жестокими видениями. Среди множества художников лишь один способен был вызвать у него сильные порывы чувств – Гюстав Моро». И далее: «Погрузившись целиком в созерцание, Дэз Эссент изучал происхождение этого великого художника, этого таинственного язычника, этого просвещенного создания, способного настолько абстрагироваться от мира, что, пребывая в самом сердце Парижа, он мог видеть яркий свет жестоких видений, волшебные сказки и апофеозы иных веков».

 

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

1 отзыв »

Ольга Коновалова:

Я видела картины Моро во Франции, безусловно, фото не передает того ощущения, которое испытываешь, когда стоишь рядом с полотном. Словно в другой мир попадаешь. Спасибо, Илларион

15 Июл 2012 | 12:36 дп
Оставьте свой отзыв

Комментарии