Иероним Босх. Мир гротеска
Автор: Илларион Стульнев | Рубрика: Картины мастеров Четверг 05 Июл 2012Иероним Босх. Мир гротеска
Иероним Босх. Мир гротеска. Именно эти слова приходят на ум при упоминании имени Иеронима Босха (Иеронима ван Акена) (около 1453 – 1516 гг.). Существа-гибриды, образы кошмаров, фантастические люди и животные… Творчество Иеронима Босха на протяжении пятисот лет было предметом восхищения, но понять его до конца так и не удалось.
Поскольку в нашем знании о его жизни существуют огромные пробелы, то мы, быть может, никогда так и не сумеем дать вполне определенной интерпретации его творчества.
Гротескные образы, порожденные его воображением, имеют предшественников в иллюстрациях средневековых рукописей. Они заключают в себе некий моральный урок, но в равной степени эти странные формы являются свидетельством сугубо индивидуального внутреннего мира. Любовь к изображению монстров, свойственная Босху, была широко распространена в его время, когда люди были заворожены гротескными формами. Но Иероним Босх в своих произведениях не столько моралист, сколько художник, ищущий новые формы, «никогда прежде не существовавшие», как позднее определил их Дюрер, описывая плоды деятельности творческого гения.
Первое, что интересно в монстрах, созданных Босхом, это то, что они имеют вполне определенного создателя, в отличие от средневековых горгулий и химер, которые, кажется, рождаются непосредственно из камня, вызванные к жизни исключительно «гением времени». Иероним Босх вносил в создаваемые образы свой неповторимый отпечаток. В его живописи фантастическое становится индивидуальным и переходит в новое качество, переступая черту, за которой кончается коллективное творчество, господствовавшее на протяжении Средних веков. Для художника наступление эпохи Возрождения было связано с осознанием своей творческой силы.
Вторая особенность внутреннего мира, которая постоянно ощущается в творчестве Босха, связана с изобилием фантастических образов. В его картинах множество монстров, но они не покрывают собой царства всего живого. В отличие, например, от дракона, который объединил весь ужас на свете в едином образе, монстры Босха, выползающие из каждого укромного уголка, из каждой щели и трещины, искусно перемежаются с существами, которых, несколько поколебавшись, все же можно назвать нормальными.
Третья особенность кроется в гибридной природе его чудовищ. Наше сознание не создает монстров из ничего, оно заимствует их формы из действительности, чудовищность заключена не в самих этих формах, а в том, что несколько соединенных вместе форм не сочетаются друг с другом (например, двуногая крысо-птица). В произведениях Босха зрителя волнует более всего не различие, а именно близость нормального и фантастического миров. Который из них ложен? Который истинен? Босх жил и творил в то время, когда на смену Средним векам шло Возрождение. Именно в это время встала одна из основных проблем гуманизма, связанная с конфронтацией сознания с непознаваемым.
У каждого из нас есть свои монстры, прячущиеся глубоко внутри. Возможно, Иероним Босх с помощью живописи высвобождал своих монстров и показывал другим, что через осознание лежит путь к свободе от потаенных сил, незримо на нас влияющих.
У художников особое восприятие мира.
Отдаленно напоминает Дали… или мне показалось?
В юности интересовалась немного искусством Босха, его гротескно-сказочные персонажи завораживают! Можно часами рассматривать его произведения и все время находить для себя что-то новое!
Представляю, какие «скелеты» прятались в его душе. Работы завораживают, но очень много в них мрака.
Пост понравился, пишите еще. Я с удовольствием прочту.