aquarells.ru |

О живописи, картинах и художниках

Икона «Борис и Глеб на конях»

Четверг 13 Сен 2012

Икона «Борис и Глеб на конях»

 

 

Икона «Борис и Глеб на конях» относится к самым ранним памятникам московской школы иконописи. Происходит икона «Борис и Глеб на конях» из Московского Успенского собора и датируется серединой XIV века.

Икона «Борис и Глеб на конях» относится к ранним памятникам московской школы иконописи. Происходит икона «Борис и Глеб на конях» из Московского Успенского собора.

Икона «Борис и Глеб на конях». Московская школа иконописи. XIV в. Доска липовая, яичная темпера. 128х75

 

Это то самое время, когда вокруг Москвы начинается объединения Руси и московские князья возглавляют борьбу с татарами, поработившими Русь в XIII веке. Москва строится и укрепляется. Появляются первые каменные соборы, которые в середине века украшаются фресками. Икона «Борис и Глеб на конях», видимо, была написана одновременно с фресками первоначального Успенского собора, законченного строительством в 1326 г. Узкий, вытянутый формат иконы говорит о том, что она, вероятно, была настолпным образом.

Икона «Борис и Глеб на конях» относится к ранним памятникам московской школы иконописи. Происходит икона «Борис и Глеб на конях» из Московского Успенского собора.

Икона «Борис и Глеб». Конец XIII в.

 

Борис и Глеб – сыновья великого князя Владимира, предательским образом убитые их братом Святополком Окаянным, были причислены церковью к лику Святых еще в 1071 г. Их изображение на иконах было широко известно в Киевской Руси. Неслучайно к этим образам обращается московский иконописец в середине XV в. Борис и Глеб в сознании человека того времени связываются с представлением о воинской доблести, о самопожертвовании. Призыв к объединению земли русской, к прекращению княжеских междоусобиц, проклятие братоубийцам – вот, что вкладывал художник в эти образы.

Икона «Борис и Глеб на конях» относится к ранним памятникам московской школы иконописи. Происходит икона «Борис и Глеб на конях» из Московского Успенского собора.

Икона «Святые Борис и Глеб» XIV в.

 

Борис и Глеб – воины-защитники, помощники в ратном деле – представлены торжественно едущими на конях среди скалистого пейзажа. В руках у них копья. Они отправляются в поход, чтобы помочь московскому князю. В правом верхнем углу художник поместил полуфигуру Христа, благословляющего воинов на ратные подвиги. Идущие в ногу кони: вороной – у Бориса и гнедой – у Глеба, легко ступают по выступам горок, едва касаясь земли, оставляя впечатление плавного парения, полета. Стройные фигуры воинов, полные изящества и благородства, четко вырисовываются на золотом фоне. Иссиня-черный конь Бориса и красный, пламенеющий конь Глеба выступают широко и горделиво. Их силуэты вторят друг другу, подчеркивая мерный ритм движения.

Изысканностью отличается цветовое решение иконы. Тонко сгармонированы цвета роскошных одежд князей: кафтан цвета стали и красно-розовый  плащ у Бориса, вишневый кафтан и зеленый плащ у Глеба. Высокое мастерство, с которым написана эта икона, говорит о том, что она исполнена первоклассным мастером. Икона «Борис и Глеб на конях» является уникальным памятником московской школы дорублевского времени.

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

комментариев 10 »

Татьяна:

Интересная статья, спасибо!

13 Сен 2012 | 3:37 пп
Наталия:

Спасибо за познавательную и интересную статью.

13 Сен 2012 | 7:31 пп
Светлана:

Я сама замечала, что некоторые иконы как-то по-особенному действуют. Одну такую икону я видела в Успенском соборе в Смоленске. Она как бы следила за мной, я специально смотрела под разными углами.

13 Сен 2012 | 10:01 пп
Natabul:

Спасибо за такое подробное описание иконы Бориса и Глеба.

13 Сен 2012 | 11:09 пп
людмила:

Я снова восхищена вашей статьей. Спасибо. Ваш сайт очень интересен. Продолжайте в том же духе

14 Сен 2012 | 9:27 дп
Милена:

Вы прекрасно описали это полотно, спасибо Вам. Удачи в продвижении сайта.

14 Сен 2012 | 4:40 пп
Ольга Коновалова:

Вообще иконопись такая необыкновенная живопись, что относиться к ней неодушевленно нельзя. Иконы, как живые полотна. С ними можно разговаривать… Спасибо, Илларион!

14 Сен 2012 | 7:48 пп
aboutmebel.info:

Интересная статья, думаю стоит добавить в избранное

15 Сен 2012 | 7:58 пп
Анна:

Иконы вбирают в себя энергию творца, а затем — всех, кто молится у них. Не зря существует такое понятие «намоленная икона». Та, от которой больше всего идет энергии и силы.

15 Сен 2012 | 8:02 пп
pseudohoffe:

Согласен с предыдущими мнениями, добавлю в избранное

16 Сен 2012 | 1:58 дп
Оставьте свой отзыв

Комментарии