aquarells.ru |

О живописи, картинах и художниках

История создания «Афинской школы» Рафаэля

Четверг 11 Июл 2013

 

История создания «Афинской школы» Рафаэля  теснейшим образом связана со всей предшествовавшей этому периоду творческой практикой автора.

Рафаэль Санти "Афинская школа" 1509-11 гг.

Рафаэль Санти «Афинская школа» 1509-11 гг.

 

Как известно, Рафаэль был не только превосходным художником, но и прекрасным архитектором. Не случайно фоном для своей фрески «Афинская школа» Рафаэль выбрал великолепное здание. По его мнению, оно больше подходило для школы Платона, чем самый чудесный пейзаж. Архитектура изображенного на фреске здания более близка римскому, чем греческому стилю. Но это лишний раз подчеркивает то сближение двух великих культур, которое произошло в период итальянского Возрождения. Автору удалось так изобразить своды здания, что они кажутся устремленными ввысь, в бесконечность. Архитектура здания выстроена Рафаэлем по театральным законам, при этом фигуры людей располагаются на широких ступенях, как на сцене. Замыслив фреску, а затем и работая над ней, Рафаэль испытал влияние других итальянских мастеров. Одним из этих мастеров был Пьеро делла Франческа. Его «Запрестольный образ Монтефельтро» Рафаэль мог видеть в своем родном городе Урбино.

Пьеро делла Франческа "Запрестольный образ Монтефельтро" 1472-74 гг.

Пьеро делла Франческа «Запрестольный образ Монтефельтро» 1472-74 гг.

 

Фигуры, изображенные автором, помещены на фоне прекрасно расписанного свода. При этом они специально увеличены относительно самого здания, чтобы сделать их более значительными.

Другими художниками, оказавшими влияние на Рафаэля при создании им «Афинской школы», были Пьетро Перуджино и Сандро Боттичелли. Так, героев своей картины «Христос вручает ключи апостолу Петру» Перуджино изображает на фоне городского пейзажа, написанного в классическом стиле.

Пьетро Перуджино "Христос вручает ключи апостолу Петру" 1480-82 гг.

Пьетро Перуджино «Христос вручает ключи апостолу Петру» 1480-82 гг.

 

Городской пейзаж с характерными постройками использует в своей картине «Поклонение волхвов» и Боттичелли.

Сандро Боттичелли "Поклонение волхвов". Около 1470-74 гг.

Сандро Боттичелли «Поклонение волхвов». Около 1470-74 гг.

 

В работе Рафаэля гармоничная связь между человеческими фигурами и архитектурой фона более сильна, чем в работах его предшественников. Рафаэль располагает фигуры группами, которые повторяют ритм архитектурного ансамбля. Арки, расположенные в центре, акцентируют внимание зрителя на основных фигурах – Платона и Аристотеля. Пространство перед ними автор оставляет свободным, что еще больше приковывает внимание к этим двум центральным фигурам.

Удачное использование архитектурных деталей Рафаэлем прекрасным образом иллюстрирует его работа «Мадонна на троне с Иоанном Крестителем и Николаем из Бари» («Мадонна Ансидеи»).

Рафаэль Санти "Мадонна на троне с Иоанном Крестителем и Николаем из Бари" ("Мадонна Ансидеи") 1505-07 гг.

Рафаэль Санти «Мадонна на троне с Иоанном Крестителем и Николаем из Бари» («Мадонна Ансидеи») 1505-07 гг.

 

Здесь центральная фигура Девы Марии находится не только в обрамлении балдахина, но и арки на заднем плане. Это еще раз подтверждает тезис о том, что история создания «Афинской школы» Рафаэля тесным образом связана с его занятиями архитектурой и со всем его предшествовавшим художественным опыттом.

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
Оставьте свой отзыв

Комментарии