aquarells.ru |

О живописи, картинах и художниках

Клод Моне «Руанский собор»

Пятница 22 Июн 2012

Клод Моне «Руанский собор»

 

 

 

Клод Моне написал «Руанский собор. Гармония в синем и золотом. Яркое солнце» в 1894 году. В настоящее время картина находится в музее Орсэ в Париже.

Всякий век смотрит на город по-разному. Возрождение видело в нем идеальную архитектуру, классицизм – аллегорию монархического правления, XVIII век – картину нравов, XIX – портрет общества.

Клод Моне написал "Руанский собор. Гармония в синем и золотом. Яркое солнце" в 1894 году. В настоящее время картина находится в музее Орсэ в Париже.

Клод Моне «Руанский собор. Гармония в синем и золотом. Яркое солнце» (1894 г.) Музей Орсэ. Париж.

 

Импрессионизм, казалось, поначалу не шел против того, чему обучал реализм, ставший в творчестве Золя натурализмом. Именно Золя говорил о Моне, описывая Салон 1868 года: «Он вскормлен молоком нашего века, он вырос, поклоняясь тому, что его окружает, и он продолжает оставаться таким же. Он любит горизонты наших городов, серые и белые пятна домов на фоне светлого неба; любит людей, спешащих в своих плащах по улицам по делам; любит скачки, аристократические прогулки в шумных экипажах; он любит наших женщин, их зонтики от солнца, их перчатки, рюши и оборки, даже их шиньоны и пудру – все, из чего создана женщина нашего времени… Как истинный парижанин, он и в деревню берет Париж и не может писать пейзаж, не поместив в нем элегантно одетых мужчин и женщин. Кажется, природа теряет для него интерес, как только она перестает нести на себе печать нашей цивилизации».

Глядя на «Руанские соборы» Моне, мы можем почувствовать искушение усмехнуться над этим высказыванием Золя. Но «Руанские соборы» отделены от картин, изображающих женщин в саду, почти четвертью века. Между работами 1868 года и сериями, написанными в 1894 г., идеи Моне окрепли, достигли зрелости. Исходное неправильное представление Золя о кровном родстве, близости между натурализмом и импрессионизмом теперь разъяснилось. Живопись Моне перестала быть повествовательной, у нее с некоторых пор не было иных задач, кроме  живописных. Намерением художника было выразить свет через цвет и показать изменения цвета в зависимости от состояния и характера света; ведь свет, по его мнению, не существует сам по себе, а возможно, и материя не существует – лишь изменчивая ее иллюзия. Для Моне не существует собственно города или, точнее, города в обычном понимании. В его глазах это только объект – как любой другой – водная лилия или стог сена, простой объект, который можно написать, чистая поверхность, не обладающая никакой социальной основой или исторической глубиной, не имеющая иной жизни, кроме как в самой картине.

Несомненно, есть что-то безумное в желании Моне превратить эту громадную массу камня в  вибрацию чистого света. Но когда ему это удается, то разве это не совпадает с изначальным стремлением строителей соборов? Ведь их программа, наверное, может быть коротко выражена тремя словами: «Бог – это свет».

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

1 отзыв »

Вероника:

В Париже была в музее Дорсе как раз на выставке импрессионистов. Это же целый взрыв в художественной эпохе и картины Моне — не исключение. Обязательно об этом напишу.

25 Июн 2012 | 9:13 дп
Оставьте свой отзыв

Комментарии