aquarells.ru |

О живописи, картинах и художниках

Мистицизм Эль Греко

Понедельник 09 Июл 2012

Мистицизм Эль Греко

 

 

Мистицизм Эль Греко – это то, что может быть подвергнуто сомнению и в то же время является неотъемлемой частью его картин. В конце XIX – начале XX века экспрессионисты избрали своими духовными отцами Грюневальда и Эль Греко. Лиризм, мистицизм антирационализм воспринимались как основные особенности стиля обоих мастеров. Связав их таким образом, можно пролить дополнительный свет на наследие Эль Греко, основные черты живописи которого хорошо известны: стилизация, удлиненные формы и отказ от натуралистического изображения пространства.

Мистицизм Эль Греко - это то, что может быть подвергнуто сомнению и в то же время является неотъемлемой частью его картин.

Андреа Мантенья «Мертвый Христос» 1480-1490 гг.

 

 

Достаточно ли этого, чтобы назвать его живопись визионерской или даже мистической? В то время как искусство флорентийского Возрождения стремилось создать иллюзию глубины, следуя строгим геометрическим правилам (Брунеллески и Альберти), Эль Греко избирает иной путь. Иллюзии глубины он предпочитает фронтальность и вертикальный формат, столь соответствующий намеренной удлиненности форм. Это нечто диаметрально противоположное тому подходу, который отличает, например, знаменитую картину Мантеньи «Мертвый Христос». Эль Греко можно рассматривать как визионера (человека, испытывающего галлюцинации, видения), поскольку он дает нам свое видение мира, а не то видение, которое было господствующим в Италии XVI века. Его видение откровенно субъективно и противопоставлено объективной норме.

Мистицизм Эль Греко - это то, что может быть подвергнуто сомнению и в то же время является неотъемлемой частью его картин.

Эль Греко (Доменико Теотокопулос) «Вознесение Мадонны» 1607-1614 гг.

 

 

Хоть это и существенно, такой аргумент сам по себе недостаточно убедителен. Но если попытаться более глубоко изучить живопись Эль Греко, то обнаружится нечто постоянное, притом весьма характерное именно для фантастического искусства. Это ощущение непрерывного роящегося движения всех этих переплетающихся форм. В то время как в традиции, наследующей Рафаэлю, обычно было принято открывать широкие пространства и округлять формы, в картинах Эль Греко поверхность холста всегда переполнена, перенасыщена. На вопрос о том, цвет или рисунок представляет собой наибольшую трудность в его искусстве, Эль Греко ответил: цвет, — нарушая этим традицию. По сути дела для него этот вопрос лишен смысла, потому что в его творчестве рисунок существует только через посредство цвета. А цвет присутствует повсюду. Черный у него тоже цветной. Всё, даже пустота, становится материей, а строгая иерархия вещей сглаживается, смешивается. Его работы часто вызывают впечатление сверхреальности, напоминая этим картины Тинторетто. Однако существует некая решающая деталь, которая разделяет творчество двух художников. В работах Эль Греко фигуры парят, несмотря на предполагаемую тяжесть. В картине «Вознесение Мадонны» их словно притягивает к себе белая дуга крыльев голубя – Святого Духа. И мы догадываемся, что весь этот переизбыток материи переплавится в чистый свет, в нечто, что невозможно изобразить. Быть может, здесь живопись Эль Греко, поскольку она выражает экстаз материи, граничит с мистицизмом. Во всяком случае, она показывает, что изображение реальности не может быть сведено только к «флорентийскому» способу видения.

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

комментария 4 »

Дина:

Как на уроке истории побывала, интересно. Спасибо.

09 Июл 2012 | 9:30 пп
Вера Тюкаева:

Как-то необычно совмещать собственное состояние при любовании с описанием технологий нового взгляда на живопись во времени Эль Греко.

09 Июл 2012 | 10:22 пп
Natabul:

Спасибо за интересный рассказ — не каждый гид в музее выложит столько информации.

09 Июл 2012 | 10:50 пп
Ольга:

Спасибо за то, что образовываете нас!!! 🙂 Твит!

10 Июл 2012 | 11:13 дп
Оставьте свой отзыв

Комментарии