aquarells.ru |

О живописи, картинах и художниках

Наследники «Бури и натиска»

Среда 11 Июл 2012

Наследники «Бури и натиска»

 
 

 

Наследники «Бури и натиска» — именно так с полным основанием можно назвать художников Уильяма Блейка и Иоганна Генриха Фюсли. Европейская мысль долгое время вращалась вокруг проблемы возможностей и пределов использования разума. В конце концов, Кант, очертив ограниченное поле деятельности разума, «закрыл тему». При этом он удалил разум из области веры, поскольку она не может быть исследована с его помощью, и эти две сферы должны быть четко разграничены. Таким образом, у Канта понятие разума достигает действительной автономии и зрелости.

Наследники "Бури и натиска" - именно так с полным основанием можно назвать художников Уильяма Блейка и Иоганна Генриха Фюсли.

Уильям Блейк «Элохим, создающий Адама» 1795 г.

 

 

Такие художники и писатели, как Фюсли, Блейк и Гёте, наследники немецкого движения «Бури и натиска», восстали против этой ограничивающей, но глубоко оптимистической системы. Для них вопрос нравственности был изначально связан с самим творением. Столкновение Добра и  Зла разыгрывалось не только на чисто метафизическом уровне, уровне веры, но и в самом средоточии природы, т.е. внутри нас, смертных – воплощения мирового сознания. Иными словами, кантовский разум, заявлявший о своей чисто относительной автономии, для них был соединен с неразумным, поскольку саму природу как творение, природу, которую разум намерен исследовать, исключив проблемы религии, разъедает Зло.

С этими предпосылками, в глубине своей еретическими, т.к. они основываются на той концепции, что Добро и Зло единосущны, Блейк и Фюсли выступили против Локка, разоблачая разочаровывающую очевидность чувственных данных, и против Канта, разоблачая фальсифицирующую деятельность разума. Так одним махом они отбрасывают два основных эстетических течения XVIII века, в живописи которого Фрагонар или Ватто представляли сенсуализм, а Давид – рационалистический неоклассицизм.

 

 

Наследники "Бури и натиска" - именно так с полным основанием можно назвать художников Уильяма Блейка и Иоганна Генриха Фюсли.

Иоганн Генрих Фюсли (или Фюсели) «Сотворение Евы»

Эти наследники «Бури и натиска» фактически рассматривали природу не столько как нечто познаваемое, сколько в качестве морально объекта. Полагая, что разум неспособен справиться с таким объектом, они предпочитали ему экзальтацию воображения. Только силой воображения поэт и художник могут представить себе происхождение мира и исследовать его таинства. Проблемы морали коренятся в самой сердцевине творения, в его генезисе, идеи Добра и Зла появляются вместе, сразу после того, как Господь создал посреди земного рая Адама и Еву.

В своем  обращении к визионерскому миру воображения искусство действует как катарсис, очищая мир от зла, и приобретая мессианский характер, выполняя в метафизической сфере ту же роль, которую берет на себя наука в сфере физической.

Творчество Блейка и Фюсли, питающееся визионерством, воображением, не преследует, в конечном счете, цели противопоставить себя рационализму. Скорее оно выступает как нечто предварительное по отношению к нему, по крайней мере, как система вполне оригинальная, поскольку она определяет эстетику как основу физического. Чудовищное неистовство, вдохновляющее и воодушевляющее воображение и, кажется, призванное обнажить последние секреты и тайны человека, с равным успехом может оказаться направленным и против той иллюзии, на которую опирается полет воображения, и означать поиск иного пути, нежели та нереальность, внутри которой развивается искусство Фюсли.

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

комментария 3 »

Николай Бруяка:

Буря и Натиск… Революционно.

11 Июл 2012 | 6:36 пп
Искандер:

Мне такая философия очень близка. Добро и Зло неразрывны.

12 Июл 2012 | 8:30 пп
Анна:

Я — человек, далекий от мира художников. Но эти картины мне очень понравились. Они — современны.

03 Сен 2012 | 11:43 дп
Оставьте свой отзыв

Комментарии