aquarells.ru |

О живописи, картинах и художниках

Поль Гоген

Воскресенье 15 Июл 2012

Поль Гоген

 

 

Поль Гоген был одним из тех художников, которых на рубеже XIX и XX веков волновало множество вопросов, связанных с искусством. Проблемы иррационального, символа, изгнания природы из искусства, тяготения к возвышенному — таков неполный перечень вопросов, поднимавшихся искусством в этот период. Вопросы эти служили своего рода противоядием по отношению к технологической и социальной действительности, почитающей единственными ценностями пользу и продуктивность, а возможно, и порабощенной этими ценностями. Искусство уже не идет рука об руку с наукой в своем видении мира, как в далекие славные дни торжествующего гуманизма. Напротив, искусство разоблачает прегрешения позитивизма, под знаком которого живет современный мир.

Поль гоген был одним из тех художников, которых на рубеже XIX и XX веков волновало множество вопросов, связанных с искусством.

Поль Гоген «Идол» 1898 г.

 

 

Это может порождать некоторую двусмысленность характера художественного творчества, одновременно и революционного, и реакционного: революционного, поскольку внесение в искусство идеи иррационального открывает путь дестабилизирующим экспериментам экспрессионизма, дадаизма, сюрреализма и абстракции; но и реакционного, поскольку вызов, брошенный самим основам западной цивилизации, что бы ни говорили на этот счет сами художники, не мог ограничиться сферой искусства. Следствия были также и политические.

Чтобы убедиться в этом, достаточно проследить за рассуждениями Поля Гогена, критикующего натурализм в искусстве. «Природа лишает художника базы, позволяя ему восхищаться собой», — говорит Поль Гоген. «Именно так мы впадаем в глубочайшее заблуждение, заблуждение натурализма. Истоки его – в Греции времен Перикла», — продолжает он. По его словам, с тех пор только  великие художники  боролись с этим заблуждением; но их реакция была не более чем внезапными проблесками памяти на фоне всеобщего упадка, который продолжался веками. Этот способ рассуждения, идентифицирующий цивилизацию с упадком, неизбежно должен был иметь политические выводы.

Поль гоген был одним из тех художников, которых на рубеже XIX и XX веков волновало множество вопросов, связанных с искусством.

Поль Гоген «Великий Будда» 1899 г.

 

Нет желания взвешивать все выводы, следующие из подобного утверждения, отчасти и потому, что Гоген стал одним из духовных отцов модернизма, а также потому, что он оказался вовлеченным в политическую борьбу против колониализма, что и ускорило его конец. Тем не менее, вышеприведенный тезис равносилен осуждающему приговору, вынесенному всему гуманизму и, более того, всей цивилизации, у истоков которой лежит греческий гуманизм. Однако, несмотря на принятую им позицию прославления «чистого головного искусства», Поль Гоген продолжает восхвалять мифологическую память райской природы, которую, как он полагает, он открыл в Полинезии.

Поль Гоген Картины

 

 

Таким образом, приговор выносится не столько самой природе, сколько ее вырождению в процессе истории, когда забываются ее идеальные истоки. Гоген заявляет, что нашел счастливые корни человечества в изначальной простоте символа. «Варварство для меня – омоложение», — говорит он, имея в виду варварство первозданной невинности народов «без истории».

 

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

комментариев 5 »

Искандер:

Спасибо,Илларион, статья помогла мне немного больше понять работы Поля Гогена.

15 Июл 2012 | 4:52 пп
Вячеслав:

В живописи разбираюсь очень слабо, говорят, их надо читать, а не только смотреть. Читать у меня еще не получается.

15 Июл 2012 | 6:40 пп
Сергей:

Спасибо за материал, интересно было почитать.

15 Июл 2012 | 11:34 пп
Елена:

Да, Гоген всегда поражал меня своим индивидуализмом, и в то же время какой-то отстраненностью от искусства!

17 Июл 2012 | 1:31 дп
Ольга Коновалова:

Во Франции в музеях видела много картин Поля Гогена, потрясающий художник. Мне очень нравятся его работы. Спасибо, Илларион.

17 Июл 2012 | 12:03 пп
Оставьте свой отзыв

Комментарии