aquarells.ru |

О живописи, картинах и художниках

Символизм Густава Климта

Понедельник 16 Июл 2012

Символизм Густава Климта

 

 

Символизм Густава Климта во многом был определен временем, в которое он творил. «Вена в конце века, — писал К.Е. Скорске, — являла собой отражение остро ощущаемой политической и социальной дезинтеграции и стала наиболее плодотворной почвой для внеисторической  культуры нашего века. Великие творцы более или менее сознательно порвали связи с перспективой истории, которая в  XIX веке продолжала поддерживать все здание либеральной культуры».

Символизм Густава Климта во многом был определен временем, в которое он творил.

Густав Климт «Под деревьями» около 1905 г.

 

 

В этом контексте австриец Густав Климт выражал в сфере искусства то, что в области научного поиска начал формулировать Фрейд. Исследования снов, инстинктивного, импульсного аспекта человечекой сущности (Эрос и Танатос) не столько отрицали действительность, сколько пытались открыть ее противоречивое воздействие на душу. Творческий инстинкт, противостоящий подавляющей силе цивилизации – в этом заключается главная тема философии Ницше. И это также тот самый пункт, в котором расходятся французский и немецкий символизм. Первый отбрасывает натуралистическую иллюзорность во имя формалистического идеализма, в то время как второй отказывается от нее ради сенсуализма.

Символизм Густава Климта во многом был определен временем, в которое он творил.

Густав Климт «Золотые рыбки» 1901-1902 гг.

 

 

Однако с утверждением роли инстинктов единство души, которая все больше и больше теряла какую бы то ни было зависимость от объективной реальности, было всерьез поставлено под сомнение фрейдовской концепцией бессознательного. Из этого сплетения различных чувств, а также чувств и действительности, которые стало только труднее разделять, проистекает тот стилистический эклектизм, которым отличается живопись Густава Климта. Ее фирменным знаком является то, что явно реалистические элементы существуют бок о бок с геометрическими мотивами, предвосхищающими абстрактный формализм.

Увлекая искусство прочь от натуралистического реализма, из тисков исторической необходимости, открывая ему пространство души, Густав Климт полагал, что борется за его освобождение, освобождение самого искусства и индивидуальности через искусство в их слиянии, в символическом выражении борьбы между Эросом и Танатосом. И всё это в соответствии с исходной программой вернуть искусство к жизни. Но своевольно отрывая себя от исторической ткани, искусство не столько приближалось к жизни, сколько двигалось в сторону абстрактного формализма, что и завершилось его разрывом с чувственно воспринимаемым миром. Все более освобождаясь от нагрузки передачи некоего значения, символ сводился к своему чисто пластическому измерению. Натурализм и символизм были – и прошли. Живопись, наконец, достигла полной автономии. Но она вышла из этого конфликта, длившегося на протяжении столетия, трагически обнаженной.

Для чего нужен язык, если у него нет конечной цели, кроме как выражать самого себя? И что такое искусство, если оно не выражает того мира, который его породил? Эти вопросы станут основным нервом, самым средоточием проблематики искусства XX века.

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

комментария 3 »

Искандер:

Эрос я в работах Густава Климта заметил, а в чем выражается Танатос, не понял

16 Июл 2012 | 4:19 пп
Илларион Стульнев:

Танатос в греческой мифологии брат-близнец бога сна Гипноса, олицетворение смерти. Если поискать, то и это можно в работах Климта найти.

16 Июл 2012 | 9:53 пп
Руслан:

А где же рыбки?
Успеха в развитии сайта.

17 Июл 2012 | 12:36 дп
Оставьте свой отзыв

Комментарии