aquarells.ru |

О живописи, картинах и художниках

Тревожные видения Грюневальда

Суббота 07 Июл 2012

Тревожные видения Грюневальда

 

 

Тревожные видения Грюневальда (Матиаса Готхарта Нитхарта) (около 1475/1480-1528 гг.) нашли воплощение во многих его работах. Парадоксально, но когда мы всматриваемся в лабиринт фантастического искусства, нам доставляют трудности не столько фантазии, сколько реалии. Само понятие ужаса возникает только на некой шкале реального, принятой нами. Уродливое тело уродливо не само по себе, а только в соотношении с той точкой отсчета, которую мы называем нормой и от которой это тело удалено настолько, что мы в состоянии осознать дистанцию, но не настолько, что дистанция делает сравнение невозможным. Скелет в этом смысле может восприниматься, но разлагающееся тело – никогда.

 

Тревожные видения Грюневальда (Матиаса Готхарта Нитхарта) (около 1475/1480-1528 гг.) нашли воплощение во многих его работах.

Грюневальд. Изенгеймский алтарь. «Воскресение Христа» 1512-1516 гг.

Сила Грюневальда, более коварная и изощренная, чем сила Босха, заключается в том, что он обнаруживает чудовищное в самой сердцевине реальности. Более того, поскольку он имеет дело с образом Христа, художнику удается создать ощущение нереальности, показывая нам тело Христово на крайней точке заката его земного существования. Никогда Иисус не предстает более человечным, чем в тот момент, когда он являет собой жуткое зрелище истерзанного тела. И в то же время никогда еще он не оказывается так далек от того, что принято нами считать человеческой нормой. Нереальность – в самом реальном. Это означает, что то, что мы знаем об истории Христа, преображает в наших глазах его тело, но также, если воспользоваться метафорой, что воображение художника преображает наше видение мира. Всякое изображение на самом деле есть появление чего-то несуществующего, нереального, жаждущего стать настоящей, действительной вещью. И всякое искусство на самом деле фантастично, поскольку оно достигает своей цели, когда ему удается сделать свое видение воспринимаемым и убеждающим, как некий возможный мир.

Тревожные видения Грюневальда (Матиаса Готхарта Нитхарта) (около 1475/1480-1528 гг.) нашли воплощение во многих его работах.

Грюневальд. Изенгеймский алтарь. «Искушение Святого Антония». Деталь. 1512-1516 гг.

 

 

В творчестве Грюневальда фантастичность заключается в повсеместном присутствии смерти в жизни, но также и в явлении воскрешения – жизни, которая восходит из самого средоточия смерти. Это упорное, точное искусство, сложное, но поэтичное, искреннее до самопожертвования, исполненное мучительной фантазии и глубокого символизма. Порой его творчество так темно и неясно, что, несмотря на свою яркость, мощь, живость, поразительную чувственную ощутимость, оно оказывается насыщенным безысходной горечью человека, который не в состоянии сделать выбор. Мрачное неистовство, радикальный пессимизм – и наивная, искренняя вера в спасение: оказываясь перед лицом этих крайних противоположностей, художник не выбирает ни одной из них, но воплощает в своем творчестве всю сложность мира человека. Его искусство, подобно снам, скорее питается абсурдом, нежели пытается объяснить его.

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

комментариев 6 »

Татьяна:

Здравствуйте!
У Вас отличный сайт.
С уважением, Татьяна

07 Июл 2012 | 5:05 пп
Олеся:

Присутствие смерти на картинах конечно же есть, может у художника картины получаются такие исходя из внутреннего состояния.

07 Июл 2012 | 6:50 пп
Искандер:

Творчество Грюнвальда поучительно, поскольку он не выбирает ни одной из крайних противоположностей. Обычный человек впадает в одну из крайностей, хотя истина посередине.

07 Июл 2012 | 7:43 пп
Ксана:

Всякое изображение на самом деле есть появление чего-то несуществующего, нереального, жаждущего стать настоящей, действительной вещью.

07 Июл 2012 | 8:33 пп
Natabul:

И навевают эти видения состояния тревожности тем, кто все это смотрит.

07 Июл 2012 | 8:59 пп
Дина:

Спасибо за такой интересный материал.С удовольствием читаю.

07 Июл 2012 | 9:37 пп
Оставьте свой отзыв

Комментарии