aquarells.ru |

О живописи, картинах и художниках

В поисках выхода

Вторник 10 Июл 2012

В поисках выхода

 

 

В поисках выхода. Так в нескольких словах можно описать творческий путь Гойи. «То, что называют реализмом Гойи, — говорил французский писатель Андре Мальро, — проистекает не столько из наблюдения, как уверяют нас все, включая его самого, сколько из фантазии». Далее он добавляет: «Гойя понимал, что его враг – творение. Он боролся против него, идя по стопам фламандских сатанистов, посредством иронического развертывания фантасмагорий».

В поисках выхода. Так в нескольких словах можно описать творческий путь Гойи.

Франсиско Гойя «Отсечение головы» 1800-1805 гг.

 

Его ирония и жестокость парадоксальным образом служат орудиями разума в его погоне за счастьем. Но религиозный фанатизм от революционного террора отделяет лишь узкая полоска. Италия в свое время создала вполне убедительный метод изображения,  в согласии с соответствующей эпохой, соединив при этом, говоря словами того же Андре Мальро, «сенсуализм (чувственность как главную форму познания) с духовностью». Но этот язык, бывший некогда живым, не подходил для выражения тех противоречий, которые имелись в  Испании в начале века XIX.

В поисках выхода. Так в нескольких словах можно описать творческий путь Гойи.

Франсиско Гойя «Околдованный»

 

 

Эль Греко создал свой визионерский стиль, растревожив тем самым внешнюю оболочку вещей, которую мы  воспринимаем чувствами,  но он никогда не преследовал конечной цели искусства, а именно воплощения гармонии между людьми, природой и Богом. А Гойя уже не верил в возможность примирения человека с Творцом. Не верил он и в возможность спасения человека без Творца. Куда бы он ни посмотрел, он не находил выхода. Когда разум попадает в безвыходное положение, рождается безумие, а ирония — это последний бастион, способный сдержать приближение сумасшествия. «Ирония – это вежливость отчаяния».

Убеждение, что фантасмагории Гойи – это нечто, противопоставляющее себя действительности, зиждется на ошибочном посыле о том, что реализм итальянского Возрождения лучше отражает реальность, чем фантазии Босха, Брейгеля или Арчимбольдо. Но итальянский реализм не более близок к истине, чем любой другой метод художественного воплощения. Правдивость образа не зависит от сходства. Произведение наиболее близко к своей собственной правде, когда художник создает свой собственный стиль, который соответствует его видению, и удаляется от этой  правды, когда автор пользуется языком, созданным  другими для воплощения их видения. Правда оригинального изображения заключается в изобретении чего-то нового, в творчестве, а не в копировании, как нам  хотелось бы думать.

Карикатурное, гротескное изображение сверхъестественного, неистовство и абсурдность в произведениях Гойи не противоречат реальности. Наоборот, именно благодаря этим особенностям наиболее точно выражены испанская действительность, правда народа, который никогда не смог бы признать своим исполненный света мир Возрождения. Потому что в Испании свет не существует без теней, он живет, пока есть тени. Испания не могла бы (в отличие от Франции, воздвигшей во время своей Революции алтарь Разума) обратиться, как хотелось бы Гойе, к наследию века Просвещения, без того, чтобы все страшные призраки инквизиции не встали на пути. Именно поэтому  так никогда и не возможно будет узнать, как же надо воспринимать  образы, созданные  Гойей – как угрозу или как крик о помощи.

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

комментариев 10 »

Николай Бруяка:

Темновато у Гойи.

10 Июл 2012 | 4:36 пп
Илларион Стульнев:

Да и времена-то были темноватые.

10 Июл 2012 | 6:05 пп
Серега:

А мне даже очень нравятся картины)

10 Июл 2012 | 5:51 пп
Надежда:

Всегда поражаешься, как великие мастера могут передавать переживания души разными понятными другим способами: на холсте красками и в образах героев, и в музыке.

10 Июл 2012 | 8:39 пп
Дина:

Гойя вообще странным был. Ухо свое ведь он подарил своей возлюбленной?

10 Июл 2012 | 8:53 пп
Илларион Стульнев:

С ушами у Гойи, действительно, были проблемы: он оглох после перенесенной болезни. А вот ухо себе, по преданию, отрезал Ван Гог. Подарил ли он его возлюбленной, не известно.

11 Июл 2012 | 2:06 пп
Искандер:

Интересная интерпретация конечной цели искусства!Наверное, так оно и есть

10 Июл 2012 | 10:40 пп
Маша:

Вы меня сподвигли перечитать Фейхтвангера.

11 Июл 2012 | 4:22 дп
Илларион Стульнев:

Одна из моих целей — это не столько дать исчерпывающую информацию, сколько сподвигнуть читателя на последующее сомостоятельное изыскание, пускай даже и в других источниках.

11 Июл 2012 | 2:21 пп
Светлана:

Какие «страшные» по содержанию картины у Гойи.

11 Июл 2012 | 11:43 дп
Оставьте свой отзыв

Комментарии