aquarells.ru |

О живописи, картинах и художниках

Хоан Миро

Четверг 19 Июл 2012

Хоан Миро

 

 

Хоан Миро (1893 – 1983 гг.) – испанский художник-сюрреалист. Участие Хоана Миро в движении сюрреализма носило специфический характер. Первые десятилетия XX столетия свидетельствуют о таком разнообразии художественных экспериментов, что пытаться перечислить их все – бессмысленно и невозможно. Довольно часто художники последовательно примыкали к различным движениям, и большинство направлений раскалывалось на соперничающие секты. Общая черта всех их – это мятеж и поиски нового языка. Когда же мятеж окончился, то оказалось, что на свет появилось почти столько же языков, сколько было художников.

Хоан Миро сюрреалист

Хоан Миро «Композиция» 1927 г.

 

 

Хоан Миро интересовался фовизмом, потом кубизмом, потом дадаизмом, пока в 1924 году не обратился к сюрреализму. Однако Хоан Миро никогда по-настоящему не увлекался теоретическими дебатами, на которых сосредотачивались его друзья. Этим он от них и отличался. Бретон упрекал его в непонимании того, что художник не может принадлежать самому себе, он служит лишь инструментом чистого воображения. По его мнению, Миро не соблюдал кредо сюрреализма. Действительно, Хоан Миро не заботился о том, чтобы результаты его творчества как-то согласовывались с теорией, он шел своим собственным путем.

К творчеству Миро нельзя подходить с мерками чистого сюрреализма. В какой-то период оно выражает собой сюрреализм, затем выходит за его пределы. Дадаизм хотел убить искусство. Сюрреализм, провозгласив, что убил его, заявил, что отныне он превращает искусство в инструмент эстетического и морального освобождения, используя «автоматическое письмо». Именно в этой точке пути Миро и сюрреализма расходятся. Во-первых, потому что Миро не разделял сектантского, воинственного духа Бретона, а во-вторых, потому что в его живописи, в его «письме» нет ничего автоматического. Художник не отбрасывал реальность, а выражал ее новым языком, основанным уже не на изображении, а на серии графических знаков, которые можно уподобить идеограммам. Такого рода стремление к кодификации живописного языка совершенно чуждо формы, которую несет в себе «автоматическое письмо».

То же самое оказывается верным и в отношении Франсиса Пикабиа (1879 – 1953 гг.), который начинал как постимпрессионист, а затем, подобно Миро, прошел через дадаизм и сюрреализм.

Хоан Миро сюрреалист

Франсис Пикабиа «Знание о будущем» 1949 г.

 

Но все его творчество отмечено стремлением к высочайшему формальному мастерству. К концу импрессионистической стадии абстракция Франсиса Пикабиа совершенно свободно развивалась, превращаясь в грамматику абстрактных форм, свойственную только ему и располагавшуюся между кубизмом и футуризмом.

Пропасть, разделявшая вождя сюрреализма и этих художников, связана с тем, что Бретон, несмотря на все свои революционные заявления, продолжал понимать картину как «окно», открывающее некий вид. Бретон не ставил под вопрос функцию «изображения» в живописи (даже если предметом этого изображения для него были сны, а не  действительность), в то время как такие художники, как Миро и Пикабиа, каждый на свой лад, отказывались от этой самой функции, внося тем самым единственное действительно принципиально новое со времен Ренессанса предложение о том, чтобы живопись не «изображала», а «являлась».

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

комментариев 8 »

Милена:

Художники однозначно талантливы. И их картины наводят на разные потоки мыслей. В них есть бунт и при этом какая-то суета жизни. Много слышала о художнике Миро, его картины мне очень близки по духу

19 Июл 2012 | 8:06 пп
Искандер:

» Когда же мятеж окончился, то оказалось, что на свет появилось почти столько же языков, сколько было художников.» Значит это был мятеж раздутого эго, если это привело к еще большему разделению.

19 Июл 2012 | 8:23 пп
Сергей:

Наверное, надо иметь огромный дар воображения, чтобы по достоинству оценить работы Миро. К сожалению, я не обладаю им. Тяжело понять, что автор хотел высказать своими работами. Спасибо за информацию!

19 Июл 2012 | 8:57 пп
hyperthirty:

Интересно. Вопрос только в том, как это будет выглядеть в будущем 🙂

19 Июл 2012 | 9:21 пп
Илларион Стульнев:

Если выглянуть в окно, то можно увидеть, как это выглядит. Ведь это будущее уже наступило, более 60-ти лет прошло.

20 Июл 2012 | 12:29 пп
Bonnie:

Все, конечно, интересно и познавательно. Однако, такую «мазню» у меня умеют рисовать мои 6тилетнии племянники. и даже получше. мне этого не понять, увы

19 Июл 2012 | 9:55 пп
Илларион Стульнев:

За Вас можно только порадоваться: лет через 50 сможете сделать состояние на картинах Ваших родственников.

20 Июл 2012 | 12:26 пп
Михаил:

Может я далек от искусства, но это просто какие то детские картинки.

20 Июл 2012 | 11:43 пп
Оставьте свой отзыв

Комментарии