aquarells.ru |

О живописи, картинах и художниках

Сангина

Суббота 08 Авг 2015
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Сангина (или так называемый «красный мел») получила свое название от латинского слова «sanguis», что означает «кровь».

Сангина в специальном ящичке.

Сангина в специальном ящичке.

 

Это не удивительно, ведь цвет этих прессованных мелков варьируется от светлого или кроваво-красного до коричневого, иногда даже с фиолетовым оттенком. Основой сангины служит белая глина (каолин), а цвет ей придает оксид железа. Сангина отлично подходит для изображения человеческого тела, с ее помощью художник может передать все оттенки и нюансы тонов кожи человека. Поэтому портреты, выполненные в этой технике, выглядят очень естественно.

А.Е. Яковлев "Портрет Владимира Башкирова" 1934 г. Бумага, сангина.

А.Е. Яковлев «Портрет Владимира Башкирова» 1934 г. Бумага, сангина.

 

Плотность и толщина штриха регулируется художником во время работы с помощью смачивания сангины. Если что-то художнику не понравилось, он может удалить неудачные штрихи. Растирая сангину кусочком ваты по бумаге, можно получить полупрозрачные или прозрачные тонированные слои. Сангина прекрасно подходит для выполнения работ в технике «гризайль», так называется монохромная (выполненная различными оттенками одного цвета) живопись.

Леонардо да Винчи "Анатомический рисунок сангиной" 1504 г.

Леонардо да Винчи «Анатомический рисунок сангиной» 1504 г.

 

Сангина начала использоваться для рисования в конце XV века. Рафаэль, Леонардо да Винчи пользовались сангиной натуральной, изготовлявшейся из минералов.

Леонардо да Винчи "Автопортрет". После 1512 г. Бумага, сангина.

Леонардо да Винчи «Автопортрет». После 1512 г. Бумага, сангина.

 

Рафаэль САнти "Штудия для виллы Фарнезино "Обучение Александра и Роксаны"" 1510 г.

Рафаэль САнти «Штудия для виллы Фарнезино «Обучение Александра и Роксаны»» 1510 г.

 

В настоящее время сангина искусственная. В XVII-XVIII веках сангина широко применялась для изображения портретов и рисунков с натуры.

Рисунок сангиной в сочетании с белым мелом.  XVIII в.

Рисунок сангиной в сочетании с белым мелом. XVIII в.

 

В начале ХХ века художники вновь проявили большой интерес к этому материалу. Тогда широкое распространение получил тип портрета, на котором тщательно прорисовывались лицо и руки модели, а остальное только намечалось отдельными штрихами. Среди художников, охотно и часто применявших сангину в своем творчестве, следует отметить В.И. Шухаева, М.В. Добужинского, К.А. Сомова, А.Е. Яковлева.

А.Е. Яковлев "Федор Шаляпин в роли Дон-Кихота в одноименной опере Жюля Массне" 1916 г. Сангина.

А.Е. Яковлев «Федор Шаляпин в роли Дон-Кихота в одноименной опере Жюля Массне» 1916 г. Сангина.

 

Часто сангина используется в сочетании с итальянским карандашом или углем.

Питер Пауль Рубенс "Портрет сына Балтазара Жербье". Ок. 1629-30 гг. Черный мел, сангина, подсветка белым, местами тушь.

Питер Пауль Рубенс «Портрет сына Балтазара Жербье». Ок. 1629-30 гг. Черный мел, сангина, подсветка белым, местами тушь.

 

Некоторым недостатком сангины является то, что рисунки, выполненные ею, требуют осторожного с ними обращения, ведь мелок может осыпаться с бумаги. Именно поэтому такие работы должны выставляться только под стеклом.

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

комментария 3 »

туббинг:

Как ангина, только с буквой «С», а по факту, спасибо, интересно читать Вас 🙂

04 Сен 2015 | 4:08 пп
Антон:

Какой-то адский цвет. Хорошо с помощью сангины получаются всякие дьяволята и бесы.

19 Сен 2015 | 1:33 пп
Alienor:

Довольно известный автопортрет Да Винчи, он всегда вызывал у меня восхищение. Очень нежная, но в то же время четкая техника выполнения.
Не могу согласиться с предыдущим комментатором по поводу дьявольского цвета, по-моему, вполне мягкий

22 Окт 2015 | 2:20 пп
Оставьте свой отзыв

Комментарии