aquarells.ru |

О живописи, картинах и художниках

Дионисий

Понедельник 10 Сен 2012

Дионисий

 

 

Дионисий (ок.1440 г. — после 1503 г.) и его творчество относятся к московской школе иконописи, где в это время еще сильны были традиции Андрея Рублева. Однако уже в самых ранних вещах, приписываемых Дионисию, исследователи отмечают его самостоятельность и стремление к собственному стилю.

Дионисий (ок.1440 г. - после 1503 г.) и его творчество относятся к московской школе иконописи, где в это время еще сильны были традиции Андрея Рублева.

Дионисий «Богоматерь Одигитрия» 1482 г.

 

О судьбе Дионисия известно больше, чем о судьбах таких древнерусских иконописцев, как, например, Андрей Рублев или Феофан Грек.

Главное создание мастера – великолепные фресковые росписи, совершенные архитектурно-живописные ансамбли, где полно и великолепно раскрылись эстетические и этические идеалы времени. Зрелые работы мастера отличают черты почти придворной изысканности (особенно в изображении рыцарственных святых воинов), изящество, вдохновенная торжественность.

Дионисий (ок.1440 г. - после 1503 г.) и его творчество относятся к московской школе иконописи, где в это время еще сильны были традиции Андрея Рублева.

Дионисий. Евангельские сцены. Роспись на северном своде собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря 1495-1496 гг. Фреска

 

Его краски светозарны, колорит и рисунок гармоничны и музыкальны – все подчинено идее совершенной красоты идеального «горнего» мира. Для Дионисия и его современников в идее божественного райского совершенства воплощались идеалы и надежды жизни земной.

Дионисий (ок.1440 г. - после 1503 г.) и его творчество относятся к московской школе иконописи, где в это время еще сильны были традиции Андрея Рублева.

Дионисий «Николай Чудотворец». Роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова Монастыря. 1495-1496 гг. Фреска

 

Дионисий писал иконы и фрески в московском Пафнутьево-Боровском монастыре (1467-1476 гг.) совместно с Митрофаном. Расписывал Успенский собор Московского Кремля (1481 г.) вместе с Тимофеем, Ярцем и Коней. Работал над иконами и росписью церкви Успения Богоматери Иосифо-Волоколамского монастыря (после 1485 г.) совместно со своими сыновьями Владимиром и Феодосием и старцем Паисием. Расписывал собор Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре близ Кириллова (1500-1502 гг. или 1502-1503 гг.) вместе с сыновьями. Известны отдельные иконы Дионисия: Богоматерь Одигитрия (1482 г.), «Распятие» (1500 г.).

Дионисий (ок.1440 г. - после 1503 г.) и его творчество относятся к московской школе иконописи, где в это время еще сильны были традиции Андрея Рублева.

Дионисий «Распятие» 1500 г. Яичная темпера

 

Икона «Алексей митрополит с житием», находящаяся в настоящее время в Государственной Третьяковской галерее, была написана для Успенского собора Московского Кремля. Алексей митрополит – образ совершенного человека, вся жизнь и деятельность которого должна была служить образцом для многих.

Дионисий (ок.1440 г. - после 1503 г.) и его творчество относятся к московской школе иконописи, где в это время еще сильны были традиции Андрея Рублева.

Дионисий «Алексей, митрополит Московский с житием». Начало XVI в. Яичная темпера

 

Художник использует композицию со средником, где фигура святого изображена на нежном «облачном» фоне с горками внизу (что символизирует чистоту ума и высокое совершенство души), с клеймами, в которых рассказывается вся жизнь Алексея, его деяния и посмертные чудеса. Алексей на среднике высок, строен, величав. В его облике особая легкость, озаренность, нет ни тени грубого земного начала. Его лик светел и спокоен. Это образ идеального неземного совершенства. Характерны особые грациозные пропорции фигуры, красота линейного рисунка. Светлый оливковый с белым орнаментом фон, белый цвет головного убора и деталей одежды оживляются роскошью орнамента ризы.

Более сочная по цвету и дробная полоса клейм выглядит такой же нарядной декоративной каймой по отношению к иконе в целом. Клейма «читаются» по горизонтали слева направо: рождение будущего святого, приведение мальчика Елевферия в учение к старцу; чудесный сон отрока в лесу, во время ловли птиц, когда услышал он таинственный голос, назвавший его Алексеем и предрекший, что будет он «ловцом человеческих душ»; затем посвящение Елевферия в монашеский чин и поставление его в епископы города Владимира. И так далее художник эпизод за эпизодом повествует о важнейших событиях этой жизни. Среди них мы видим встречу Алексея (уже московского митрополита) с золотоордынским ханом, беседу Алексея с Сергием Радонежским, историю поездки митрополита в Орду и исцеление жены хана Тайдулы, закладку Алексеем своей гробницу в Чудовом монастыре в предвкушении смерти, последующие чудеса у гроба митрополита: воскресение младенца и исцеление хромого инока Наума.

В живописи клейм, сохраняя торжественный и величавый ритм, замедленность движений и жестов, Дионисий создает образы, полные жизни, изображает неповторимые элементы известных архитектурных сооружений, детали быта. Живопись иконы очень мало использует позолоту. Впечатление драгоценности достигается обычными темперными красками: охрами, киноварью, зеленоватыми, желтыми, коричневыми землями, складывающимися в светлую звучную гамму. Огромное значение придается белому цвету. В целом композиция производит торжественное, праздничное впечатление.

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

комментариев 6 »

людмила:

Я рассматриваю иконы как картины. Очень хорошо выполненые, но картины.В них художник вкладывает всю душу и поэтому они как живые. Иногда смотря на такую картину-икону чувствуешь, как будто на тебя смотрит живой. У вас не было такого?

10 Сен 2012 | 5:30 пп
Илларион Стульнев:

Очень часто так было и бывает.

12 Сен 2012 | 12:57 дп
Сергей:

Хороший рассказ.

10 Сен 2012 | 7:42 пп
Наталия:

Прекрасные иконы и фрески, пережившие века.

11 Сен 2012 | 12:46 дп
Александр:

Иконы всегда чУдно смотрятся!

11 Сен 2012 | 1:52 пп
Ольга Коновалова:

Я вообще частенько ловлю себя на мысли, что в церкви, храмы люблю ходить больше, чем в музеи и подолгу там остаюсь и разглядываю иконы… Иногда мне кажется, что от них веет теплом. Как живые.

13 Сен 2012 | 12:05 дп
Оставьте свой отзыв

Комментарии