aquarells.ru |

О живописи, картинах и художниках

Ф.И. Шубин

Вторник 25 Сен 2012

Ф.И. Шубин

 

 

Ф.И. Шубин (Шубной) (1740-1805 гг.) работал в эпоху блестящего расцвета русского искусства и культуры. В то время больших успехов достигла портретная живопись (вспомним о шедеврах Рокотова, Левицкого, Боровиковского).

Ф.И. Шубин (Шубной) (1740-1805 гг.) работал в эпоху блестящего расцвета русского искусства и культуры. В то время больших успехов достигла портретная живопись

Ф.И. Шубин «Портрет графини М.Р. Паниной» 1770-е гг.

 

Но даже у них мы не всегда встречаем такую психологическую глубину, точность и откровенность характеристик, которые свойственны скульптурным портретам Федота Ивановича Шубина.

Выходец из семьи поморов Архангельского края, Ф.И. Шубин принес в искусство независимость характера, реалистическую ясность ума. В нем были заложены с детства декоративное чутье и любовь к материалу, свойственные потомственным косторезам.

Ф.И. Шубин (Шубной) (1740-1805 гг.) работал в эпоху блестящего расцвета русского искусства и культуры. В то время больших успехов достигла портретная живопись

Ф.И. Шубин «Портрет М.В. Ломоносова» 1792 г.

 

Друг и земляк М.В. Ломоносова, Ф.И. Шубин был передовым человеком своего времени. Он получил образование в Российской Академии художеств, совершенствовал свое мастерство в Париже, Риме, Болонье, посетил Лондон. Мастеру приходилось создавать статуи, декоративные рельефы на мифологические и аллегорические сюжеты, но лучшие его произведения – это портреты.

Ф.И. Шубин (Шубной) (1740-1805 гг.) работал в эпоху блестящего расцвета русского искусства и культуры. В то время больших успехов достигла портретная живопись

Ф.И. Шубин «Портрет Павла I» 1798-1800 гг.

 

В них Ф.И. Шубин смелее, самобытнее, чем в других областях, здесь отчетливее чувствуется его новаторство и свобода. Среди произведений Ф.И. Шубина такие прекрасные портреты, как З.Г. Чернышева (1774 г.), М.Р. Паниной (середина 1770-х гг.), М.В. Ломоносова (1790-е гг.), статуя «Екатерина II – законодательница» (1789-1790 гг.).

Ф.И. Шубин (Шубной) (1740-1805 гг.) работал в эпоху блестящего расцвета русского искусства и культуры. В то время больших успехов достигла портретная живопись

Ф.И. Шубин «Екатерина II — законодательница» 1789-1790 гг.

 

Портрет А.М. Голицына дает отчетливое представление о сложности и многогранности шубинских характеристик. Князь Александр Михайлович Голицын – знатный вельможа, он представительствовал в различных дипломатических миссиях, но не имел большого влияния на политику. Он был образован, любил искусство, подолгу жил за границей.

Ф.И. Шубин (Шубной) (1740-1805 гг.) работал в эпоху блестящего расцвета русского искусства и культуры. В то время больших успехов достигла портретная живопись

Ф.И. Шубин «Портрет А.М. Голицына» 1773 г.

 

Уже композиционное решение предполагает определенную многоплановость образа. Прежде всего воспринимается образ государственного мужа, человека официального. Он задрапирован в плащ, как в тогу, изображен в энергичном повороте. Его голова эффектно приподнята. Орлиный взор исполнен достоинства. Во всем его породистом облике чувствуется высокомерие и привычная поза. Но тотчас же мы замечаем другое. Голицын изображен в домашней одежде, как бы вступающей в противоречие с эффектной драпировкой плаща и орденом (художник тщательно изобразил смятое кружево небрежно распахнутого ворота рубашки). Перед нами Голицын – барин, философ. Вглядываясь внимательно в его лицо, мы обнаруживаем черты усталости, скепсиса. Они в складке губ, в усталой дряблости стареющего лица, в равнодушной отчужденности внимательного взгляда.

Поразительное мастерство Шибина-портретиста заключается в абсолютной органичности сложного образа, где отдельные грани воспринимаются в удивительном единстве. Эффектная волна драпировки вздымается влево вверх, ее венчает повернутое влево и гордо приподнятое лицо – образ мужественный, едва ли не героический. Скульптурный бюст великолепно сочетается с круглой подставкой. Совершенно мастерство Шубина-скульптора. Мрамор нигде не теряет своих природных свойств, своего цвета, естественного матового свечения, хотя скульптор заставляет его представлять самые различные фактуры: дробное плетение кружев, гладкий тяжелый атлас плаща, локоны прически, живую ткань лица.

Видео «Портрет графа А. Орлова»

Наслаждаясь ювелирностью отделки, мы вспоминаем о мастерстве и традициях Шубина-костореза.

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

комментариев 6 »

Оксана:

да, мастерство этого художника не скроешь. Мастер.

26 Сен 2012 | 4:25 пп
Дмитрий Вялков:

хороший мастер, а его работы просто загляденье.

26 Сен 2012 | 5:02 пп
Анна:

Рисуя картины маслом у художника есть возможность что-то переделать потом, нанеся лишние мазки.А вот такие работы не сильно изменишь потом. Верный глаз, твердая рука. Работы этого художника — великолепны.

26 Сен 2012 | 8:23 пп
MargaritaLuka:

Волшебные скульптуры, как настоящие. Передают и характер, и ощущения. Настоящий талант, признанный веками.

26 Сен 2012 | 11:14 пп
Лариса:

Прекрасные работы, которые будут восхищать веками.

28 Сен 2012 | 10:36 пп
Лана:

красиво, приятно посмотреть на шедевры

04 Окт 2012 | 10:39 дп
Оставьте свой отзыв

Комментарии