aquarells.ru |

О живописи, картинах и художниках

Феофан Грек

Четверг 14 Июн 2012

Феофан Грек

Феофан Грек (предположительно1340 – 1410 г.) – один из крупнейших мастеров средних веков. Все  его произведения, известные нам, были созданы на Руси, где он прожил больше тридцати лет.

Феофан Грек (предположительно 1340-1410 г.)- один из крупнейших мастеров средних веков. Все его произведения, известные нам, были созданы на Руси.

Феофан Грек. Успение Богоматери. Конец XIV века.

 

В московских и новгородских летописях встречаются сведения о Феофане Греке, но они весьма скудны. Феофан расписал более сорока церквей в Константинополе, Кафе (Феодосии) и др. городах, в том числе и русских. Первая его работа на новгородской земле датируется 1378 годом. Это была церковь Спаса Преображения, единственная задокументированная работа Феофана Грека, дошедшая до наших дней и дающая возможность судить о его искусстве. Фрески этой церкви сохранились лишь частично. Феофан обладал яркой индивидуальной манерой письма, отличавшегося темпераментом и экспрессивностью. Характерны для него свобода и разнообразие художественных приемов. Подчеркнуто живописная форма достигается мастером при помощи свободных, сочных мазков. Общий тон росписи приглушен и выступает в контрасте с высветлениями, которые как бы освещают суровые лики святых.

Феофан Грек (предположительно 1340-1410 г.)- один из крупнейших мастеров средних веков. Все его произведения, известные нам, были созданы на Руси.

Феофан Грек. Богоматерь. Икона деисусного чина иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля.

 

Контуры резко очерчены. Складки одежд святых ложатся под резкими углами. Палитра Феофана Грека довольно скупа и сдержанна, преобладают коричнево-оранжевые и серебристо-голубые тона. Суть живописной и философской концепции Феофана состоит в идее греховности человека, что удаляет его от Бога и заставляет со страхом ожидать возмездия за грехи. Именно поэтому святые, изображаемые Феофаном Греком, суровы, отстранены от всего вокруг. Стилю Феофана пытались следовать художники, расписывавшие в Новгороде церковь Федора Стратилата на Ручью, но индивидуальность живописца оказалась уникальной для Руси. После 1378 г. Феофан,вероятнее всего, работал в Нижнем Новгороде, но работы его этого периода не сохранились. Примерно с 1390 г. он жил в Москве и Коломне, где предположительно расписывал Успенский собор, в котором хранилась святыня – икона «Богоматерь Донская», перенесенная позже в Благовещенский собор Московского Кремля и приписываемая Феофану Греку. Мастер выполнил несколько росписей в Московском Кремле: в церкви Рождества Богородицы, в Архангельском и Благовещенском соборах. Иконопись Феофана Грека отличается от фресковой живописи. Образы на иконах внешне не столь экспрессивны. Но каждый лик абсолютно индивидуален, почти портретен. Контуры  спокойны, в их рисунке угадывается классическая традиция.

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

1 отзыв »

Татьяна С:

Очень интересно.Это просто здорово, что фрески сохранились.

16 Июн 2012 | 11:06 пп
Оставьте свой отзыв

Комментарии