aquarells.ru |

О живописи, картинах и художниках

К.С. Петров-Водкин

Понедельник 03 Сен 2012

К.С. Петров-Водкин

 

 

К.С. Петров-Водкин (1878-1939 гг.), начавший свой творческий путь еще до революции, был подлинным художником-мыслителем. Вся жизнь Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина была непрерывным творческим поиском.

К.С. Петров-Водкин, начавший свой творческий путь еще до революции, был подлинным художником-мыслителем. Вся жизнь К.С. Петрова-Водкина была  творческим поиском.

К.С. Петров-Водкин «Купание красного коня» 1912 г.

 

В каждом из его известных полотен – «Купание красного коня», «Мать» (1915 г.), «1918 год в Петрограде», «Смерть комиссара» (1928 г.) – живут образы, полные глубоких философских обобщений.

Вобрав в себя традиции древнерусской живописи, искусства Возрождения, К.С. Петров-Водкин постоянно искал новые пластические средства живописи, стремясь к искусству высокого профессионального мастерства.

К.С. Петров-Водкин, начавший свой творческий путь еще до революции, был подлинным художником-мыслителем. Вся жизнь К.С. Петрова-Водкина была  творческим поиском.

К.С. Петров-Водкин «Богоматерь Умиление злых сердец» 1914-1915 гг.

 

В картине К.С. Петрова-Водкина «1918 год в Петрограде» (1920 г.) вечная в искусстве тема материнства, тревоги за судьбу своего ребенка тесно переплетается с темой революции, драматизм голодного города – с одухотворенностью женского образа.

К.С. Петров-Водкин, начавший свой творческий путь еще до революции, был подлинным художником-мыслителем. Вся жизнь К.С. Петрова-Водкина была  творческим поиском.

К.С. Петров-Водкин «1918 год в Петрограде» 1920 г.

 

Вглядываясь в изображенную петроградскую работницу, мы замечаем в ней черты, роднящие ее с богородицами на русских иконах и мадоннами в картинах итальянского Возрождения. Этот сложный, почти символический образ «Петроградской мадонны» родился у К.С. Петрова-Водкина в тревожные годы гражданской войны, вырос из желания распознать в водовороте исторических событий смысл происходивших перемен. На фоне сурового и взволнованного городского пейзажа плавно вырисовывается женская фигура. В строгом и нежном лице матери, в том, как она прижимает к груди спящего младенца, видны надежда и решимость, готовность перенести любые испытания во имя будущего своего ребенка. Искренность и человечность этой картины делают ее одним из самых значительных произведений в советской живописи 20-х годов.

К.С. Петров-Водкин, начавший свой творческий путь еще до революции, был подлинным художником-мыслителем. Вся жизнь К.С. Петрова-Водкина была  творческим поиском.

К.С. Петров-Водкин «Утренний натюрморт» 1918 г.

 

К.С. Петров-Водкин был и великолепным мастером натюрморта. В первые годы революции, когда поиски нового художественного языка шли особенно активно, К.С. Петров-Водкин создает серию замечательных натюрмортов – «Скрипка» (1918 г.), «Утренний натюрморт» (1918 г.), «Натюрморт с самоваром» (1920 г.) и др.

К.С. Петров-Водкин, начавший свой творческий путь еще до революции, был подлинным художником-мыслителем. Вся жизнь К.С. Петрова-Водкина была  творческим поиском.

К.С. Петров-Водкин «Скрипка» 1918 г.

 

Работа над натюрмортом была для художника постоянной творческой лабораторией, в которой выковывалось мастерство живописи. «Натюрморты, — говорил Петров-Водкин, — это скрипичные этюды, которые я должен делать раньше, чем я приступлю к концерту».

К.С. Петров-Водкин, начавший свой творческий путь еще до революции, был подлинным художником-мыслителем. Вся жизнь К.С. Петрова-Водкина была  творческим поиском.

К.С. Петров-Водкин «Натюрморт с самоваром» 1920 г.

 

Натюрморты Петрова-Водкина очень просты. В них живут обычные предметы, окружающие нас в повседневности. Художник изучает их аналитически, сопоставляет, раскрывает их внутреннюю сущность.

К.С. Петров-Водкин, начавший свой творческий путь еще до революции, был подлинным художником-мыслителем. Вся жизнь К.С. Петрова-Водкина была  творческим поиском.

К.С. Петров-Водкин «Натюрморт с чернильницей» 1934 г.

 

Под кистью большого мастера эти, казалось бы, будничные вещи становятся драгоценными, значительными. Художник одухотворяет их, превращая простой предмет в поэтический образ.

К.С. Петров-Водкин, начавший свой творческий путь еще до революции, был подлинным художником-мыслителем. Вся жизнь К.С. Петрова-Водкина была  творческим поиском.

К.С. Петров-Водкин «Селедка» 1918 г.

 

В «Розовом натюрморте» (1918 г.) на розовой поверхности стола изображена ветка с яблоками, красные помидоры, стакан с водой. Из-за стола, на фоне синей стены, видны фрагменты разложенных репродукций. Изучая и сопоставляя цвет и пластическую форму предметов, художник создает праздничное полотно, радующее глаз декоративностью.

К.С. Петров-Водкин, начавший свой творческий путь еще до революции, был подлинным художником-мыслителем. Вся жизнь К.С. Петрова-Водкина была  творческим поиском.

К.С. Петров-Водкин «Розовый натюрморт» 1918 г.

 

Одновременно он постигает глубокий жизненный смысл вещей. Он дает почувствовать красоту материального мира, мира вещей, из которых каждая имеет свою форму и назначение. Он сопоставляет живую и неживую натуру, удивительные творения природы и создания рук человеческих, духовное и материальное начала. Художник как будто впервые видит эти предметы, и его глаз рассматривает их с остротой и любознательностью ребенка. Он дает ощутить тяжесть увесистых, душистых яблок, холодную, гладкую поверхность стакана с водой, отражающего в своих гранях окружающий мир. Объемные, написанные с материальной весомостью предметы контрастируют с цветными плоскостями стола, стены, листов репродукций. Все вместе объединено в общую цветовую и пластическую симфонию, говорящую о красоте привычных вещей.

К.С. Петров-Водкин, начавший свой творческий путь еще до революции, был подлинным художником-мыслителем. Вся жизнь К.С. Петрова-Водкина была  творческим поиском.

К.С. Петров-Водкин «1919 год. Тревога» 1934 г.

 

Раздумья о красоте и смысле человеческой жизни проходят через все творчество К.С. Петрова-Водкина. Образы его возвышаются над уровнем обыденной реальности, поскольку его картины затрагивают темы всегда современные и в то же время общечеловеческие: любовь, юность, материнство, жизнь и смерть.

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

комментариев 5 »

Ольга Коновалова:

Люблю картины этого художника, и еще заметила, что он любил красный цвет! Как-то раньше этого не замечала. Спасибо, Илларион!

03 Сен 2012 | 8:41 пп
Светлана:

Петров-Водкин в своих работах затрагивает вечные темы: жизнь, материнство, любовь. Потому его картины никогда не утратят своего смысла и значимости.

03 Сен 2012 | 9:40 пп
Елена:

очень красивые картины!!!

04 Сен 2012 | 12:07 дп
Александр:

Для меня самая известная- «Купание красного коня».

04 Сен 2012 | 4:32 дп
Наталия:

Картины Петрова-Водкина знакомы со школьных лет. Интересный художник.

05 Сен 2012 | 10:09 дп
Оставьте свой отзыв

Комментарии