aquarells.ru |

О живописи, картинах и художниках

М.В. Нестеров

Пятница 10 Авг 2012

М.В. Нестеров

 

 

М.В. Нестеров (1862-1942 гг.) – прекрасный русский живописец. В творчестве М.В. Нестерова отразились две эпохи, разные по содержанию и мироощущению.

М.В. Нестеров русский художник

М.В. Нестеров «Видение отроку Варфоломею» 1889-1890 гг.

 

Дореволюционный путь Михаила Васильевича Нестерова тесно связан с поисками национального стиля в русском искусстве конца XIX – начала XX века. К этому времени относится создание картин «Пустынник», «Видение отроку Варфоломею», «Великий постриг», «В лесах», «На горах» и др., поэтические образы которых навеяны Древней Русью, грустной красотой природы родного Севера, преклонением перед душевной чистотой русской женщины.

М.В. Нестеров русский художник

М.В. Нестеров «Великий постриг» 1897-1898 гг.

 

На примере этих картин можно говорить об особом, «нестеровском» пейзаже, о «нестеровских» образах, о его идеале духовного совершенства, заключенном в созерцании, тихом умилении, одиноком раздумье среди природы.

М.В. Нестеров русский художник

М.В. Нестеров «Пустынник» 1888 г.

 

Среди современников М.В. Нестерова трудно найти другого мастера, чей художественный идеал так сильно изменился под влиянием времени. В его позднем творчестве новое живое содержание эпохи воплотилось в серии замечательных портретов талантливых современников: академик И.П. Павлов, ученый-дарвинист А.Н. Северцев, хирург С.С. Юдин, художники Е.С. Кругликова и братья Корины, скульпторы И.Д. Шадр и В.И. Мухина и др. Каждого из них М.В. Нестеров изобразил в привычной среде, часто – за работой, проницательно выявляя высшие духовные и творческие способности человека. К каждому он находил свой «ключ», помогающий раскрыть характер портретируемого в его лице, позе, жесте рук.

М.В. Нестеров русский художник

М.В. Нестеров «Портрет художников П.Д. и А.Д. Кориных» 1930 г.

 

Такие «ключом» в портрете Кориных является эмоциональная атмосфера искусства, объединяющая двух братьев. Павел Дмитриевич и Александр Дмитриевич Корины – художники, выходцы из Палеха, древнего села потомственных русских иконописцев. М.В. Нестерова связывала с ними личная симпатия и вера в народное творчество как неоскудевающий источник искусства. Корины изображены у себя в мастерской. Хрупкая древнегреческая вазочка – предмет восхищения художников – смысловой и композиционный центр портрета. Он объединяет две фигуры и два характера, помогает раскрыть индивидуальное в каждом из братьев. Разные характеры и темпераменты очерчены в пластически строгом силуэте и профиле старшего, в молодцеватой фигуре и изумленном лице младшего. Два взгляда – самоуглубленный и восторженный – вызваны радостью общения с прекрасным. Благородно звучит цветовая гамма, глубокий черный цвет одежды. В портрете властвует поклонение высокому искусству и чувствуется незримое присутствие третьего восхищенного художника – самого автора.

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

комментариев 6 »

Наталия:

Интересная статья о прекрасном художнике. Спасибо.

10 Авг 2012 | 3:22 пп
Светлана:

Я тут подумала, как мы далеки от живописи. Интересно, в школе сейчас хоть что-то рассказывают про русских художников?

10 Авг 2012 | 10:41 пп
olgavoz:

По Вашему блогу можно школьный курс создать 🙂

11 Авг 2012 | 1:14 дп
людмила:

Насколько талантливо написаны картины. Посмотрев их, сразу захотелось в музей.

11 Авг 2012 | 9:13 дп
Милена:

Знакома с работами этого великого живописца. Впечатляют. Считаю, что в школе должны ввести урок по живописи и знакомить с великими русскими художниками.

11 Авг 2012 | 3:25 пп
Николай Бруяка:

Художников знатно изобразил!

12 Авг 2012 | 2:20 пп
Оставьте свой отзыв

Комментарии