aquarells.ru |

О живописи, картинах и художниках

В.Д. Поленов

Пятница 21 Фев 2014

 

 

В.Д. Поленов относится к числу русских художников, кто еще при жизни снискал славу и заслуженное уважение, как среди многочисленных поклонников своего таланта, так и среди коллег-художников.

В.Д. Поленов "Автопортрет". Нач. 1900-х г.г.

В.Д. Поленов «Автопортрет». Нач. 1900-х г.г.

 

При упоминании имени Василия Дмитриевича Поленова мы всегда вспоминаем его знаменитый «Московский дворик».

В.Д. Поленов "Московский дворик" 1878 г.

В.Д. Поленов «Московский дворик» 1878 г.

 

К моменту написания этой картины художнику было уже 34 года, он успел побывать в нескольких европейских странах, где учился на примерах пейзажистов, прежде всего французских, непосредственному восприятию природы и передаче ее красоты с помощью чистых красок.

В.Д. Поленов "Венеция" 1886 г.

В.Д. Поленов «Венеция» 1886 г.

 

«Московский дворик» — пейзаж, наполненный действием, а потому он близок жанровым картинам. В нем мир человека предстает частью мира природы. Любовь В.Д. Поленова к русской природе не случайна. Родился будущий художник в Петербурге в 1844 году, но с детских лет много времени проводил в имении родителей.

В.Д. Поленов "Ливень" 1974 г.

В.Д. Поленов «Ливень» 1974 г.

 

Когда ему было 14 лет, произошла судьбоносная для него встреча с монументальным произведением А.А. Иванова «Явление Христа народу». Это, а также то, что мать В.Д. Поленова как любительница занималась живописью, стало решающим при выборе его занятия на всю жизнь.

В.Д. Поленов "Старая мельница" 1880 г.

В.Д. Поленов «Старая мельница» 1880 г.

 

Природная одаренность молодого человека позволила ему учиться одновременно в Академии художеств и в Петербургском университете. В итоге он получил юридическое образование, а в Академии – большую золотую медаль, написав «Воскрешение дочери Иаира». Было это в 1871 году.

В.Д. Поленов "Воскрешение дочери Иаира" 1871 г.

В.Д. Поленов «Воскрешение дочери Иаира» 1871 г.

 

Первоначально В.Д. Поленов пробовал себя в разных жанрах: портрете, историческом и бытовом.

В.Д. Поленов "Голова натурщицы Бланш Ормье" 1975 г.

В.Д. Поленов «Голова натурщицы Бланш Ормье» 1975 г.

 

В.Д. Поленов "Букет цветов" 1880 г.

В.Д. Поленов «Букет цветов» 1880 г.

 

В.Д. Поленов "Одалиска" 1975 г.

В.Д. Поленов «Одалиска» 1975 г.

 

Но более всего его привлекал пленэр, где в полном единении с природой он мог работать над пейзажами. В 1878 и в последующие годы художник создает такие картины, как «Бабушкин сад», «Заросший пруд», сделавшие его по-настоящему знаменитым.

В.Д. Поленов "Бабушкин Сад" 1878 г.

В.Д. Поленов «Бабушкин Сад» 1878 г.

 

Среди русских художников В.Д. Поленов стал первым, кто столь широко использовал чистые цвета, свободный мазок, цветные  тени, что являлось основополагающими принципами пленэрной живописи.

В.Д. Поленов "Заросший пруд" 1879 г.

В.Д. Поленов «Заросший пруд» 1879 г.

 

С 1882 по 1894 г. В.Д. Поленов преподавал пейзажную живопись в МУЖВЗ, где среди его учеников были такие прославившиеся в будущем художники, как Коровин, Архипов, Левитан, Головин.

В.Д. Поленов "Верхний пруд в Абрамцево" 1882 г.

В.Д. Поленов «Верхний пруд в Абрамцево» 1882 г.

 

Заветной мечтой самого мастера было продолжение дела А.А. Иванова, только Христа он хотел изобразить совершающим земной путь, находящимся среди народа. Для этого художник дважды посещает Палестину, чего не удалось в свое время сделать Иванову. В Палестине Поленов досконально изучает архитектуру, местные пейзажи, делает множество портретов местных жителей.

В.Д. Поленов "Палестинский монах" 1886 г.

В.Д. Поленов «Палестинский монах» 1886 г.

 

Самой крупной картиной художника, которая относится как раз к этому циклу, стала «Христос и грешница». Авторское название этой картины «Кто без греха?» было заменено цензурой на «Христос и блудная жена».

В.Д. Поленов "Христос и грешница" ("Кто без греха?") 1888 г. Фрагмент

В.Д. Поленов «Христос и грешница» («Кто без греха?») 1888 г. Фрагмент

 

Вдохновляющим началом при работе над этим произведением для автора стала не только идея показать Христа как великого гуманиста, но и идея женского равноправия. Новаторство В.Д. Поленова как художника проявилось в цикле его произведений о Христе в том, что он изобразил Спасителя в исторически реальной обстановке и даже в одеждах, соответствующих тому времени.

В.Д. Поленов "За кого меня почитают люди". Из цикла "Из жизни Христа" 1900 г.

В.Д. Поленов «За кого меня почитают люди». Из цикла «Из жизни Христа» 1900 г.

 

Однако на некоторых его полотнах задний план выглядит иногда подобным театральной декорации. Это можно объяснить тем, что в это время художник много трудился для театра, став одним из вдохновителей и практических воплотителей больших преобразований в сценографии. Театру В.Д. Поленов придавал огромное значение, он вложил немало собственных средств в создание в 1915 году Дома театрального просвещения в Москве. Мастер всегда считал, что искусство должно быть общедоступным. Практическим осуществлением этой идеи стало открытие художественного музея в усадьбе В.Д. Поленова Борок, где посетители могли увидеть собранную им коллекцию картин. В этой усадьбе художник и скончался в 1927 году.

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

комментария 4 »

accountable:

Спасибо за такой пост

24 Фев 2014 | 1:03 дп
Ольга Коновалова:

Мне очень нравится творчество Поленова! У него очень РУССКИЕ и РОДНЫЕ полотна! Спасибо

09 Мар 2014 | 2:21 пп
Максим:

Картинка «Московский дворик» особенно приглянулась. Так всё идеально и красиво передано. Спасибо!

23 Апр 2014 | 1:52 пп
Спектр:

Да, талантливо писал картины. Очень реалистично выглядят. Талантливый человек был.

15 мая 2014 | 2:20 пп
Оставьте свой отзыв

Комментарии