aquarells.ru |

О живописи, картинах и художниках

Художник А.А. Иванов

Четверг 30 Авг 2012

Художник А.А. Иванов

 

 

Художник А.А. Иванов (1806-1858 гг.) – гордость русского искусства. Творчество А.А. Иванова – история напряженных поисков, живописных и этических.

Художник А.А. Иванов (1806-1858 гг.) – гордость русского искусства. Творчество А.А. Иванова – история напряженных поисков, живописных и этических.

А.А. Иванов «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару» 1827 г.

 

Ряд произведений художника А.А. Иванова связан с академическими программами:  «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару» (1827 г.), «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора» (1824 г.).

Художник А.А. Иванов (1806-1858 гг.) – гордость русского искусства. Творчество А.А. Иванова – история напряженных поисков, живописных и этических.

А.А. Иванов «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора» 1824 г.

 

Другие картины: «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой» (1831-1834 гг.); «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» (1834 г.) – это самостоятельные решения творческих задач.

Художник А.А. Иванов (1806-1858 гг.) – гордость русского искусства. Творчество А.А. Иванова – история напряженных поисков, живописных и этических.

А.А. Иванов «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» 1834 г.

 

Известность Александра Андреевича Иванова связана в первую очередь с его крупнейшим произведением – полотном «Явление Христа народу» (1837-1857 гг.). История создания картины – это годы напряженного творчества, многие десятки эскизов, этюдов.

Художник А.А. Иванов (1806-1858 гг.) – гордость русского искусства. Творчество А.А. Иванова – история напряженных поисков, живописных и этических.

А.А. Иванов «Явление Христа народу» 1837-1857 гг.

 

Здесь история его освобождения от классистических канонов, обретение индивидуальности и огромной творческой свободы, результаты которой сказались позже. Работая над этой картиной, художник А.А. Иванов стремился к тому, чтобы природа на полотне была не безличным фоном действия, но окружающим людей гармоничным и многообразным миром, активно сопоставленным с миром человеческим. Зная академические истоки творчества А.А. Иванова и состояние современной ему пейзажной живописи, поражаешься дыханию жизни и непосредственности изображения природы в этюдах. Одной из таких работ является пейзаж «Ветка».

Художник А.А. Иванов (1806-1858 гг.) – гордость русского искусства. Творчество А.А. Иванова – история напряженных поисков, живописных и этических.

А.А. Иванов «Ветка» 1850-е гг.

 

Абсолютно точно художник А.А. Иванов воспроизводит строение предмета. Мы видим корявые узловатые сучья и тонкие упругие ветки… Но изображение ни в коей мере не создает впечатление сухой штудии (старое академическое название учебных рисунков, набросков) с натуры, не застывает, не мертвеет.

Цвет предельно точен и необычайно богат в оттенках: от желтоватого тона листьев оливы на солнце до изумрудного, переходящего в синеву в тенях… Здесь нет академического разделения на рисунок, форму и цвет. Все написано цветом. Живые движения кисти передают жизнь природы и темпераментность живописца. В свободном следовании своему впечатлению, в точной фиксации его на холсте – новаторство А.А. Иванова. Опережая свое время, он подходил к тому, над чем работали впоследствии художники-импрессионисты… Но как далек Иванов от идеи запечатлеть лишь короткое преходящее впечатление. В его искусстве мгновение жизни всегда соотносится с бесконечным течением веков, мельчайший кусок натуры – с безмерностью окружающего пространства.

А.А. Иванов применяет своеобразный композиционный прием: на оливковую ветвь он смотрит пристально, с близкого расстояния, а на долину с голубыми далями – как бы издалека, с высокой вершины. Сопоставленные с беспредельной глубиной, наполненной воздухом и светом, ветви и листья оливы обретают нечто устойчивое, постоянное… Это уже не просто крошечная частица натуры, атом, который может быть уничтожен, это уже сама природа в ее несокрушимом постоянстве, в ее вечности, в ее постоянном живом обновлении… Трактовка далей как собственно воздушного пространства не только не нарушает композиционной и образной цельности картины, но придает ей особый пафос, расширяет ее образное, философское звучание.

Другие работы А.А. Иванова можно посмотреть здесь.

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

комментария 2 »

Александр:

С Вами так и приобщусь немного к живописи. Тем более у художника библейские темы.

30 Авг 2012 | 5:53 дп
Татьяна:

Явление Христа видела. А почему голых изображает? Я понимаю, все бы без одежды были, а то несколько…И в темнице — тоже..

30 Авг 2012 | 11:05 пп
Оставьте свой отзыв

Комментарии