aquarells.ru |

О живописи, картинах и художниках

Художник К.А. Сомов

Воскресенье 09 Сен 2012

Художник К.А. Сомов

 

 

Художник К.А. Сомов (1869-1939 гг.) – человек яркий, разносторонний, самобытный мастер. Художник К.А. Сомов был одним из организаторов и наиболее активных деятелей «Мира искусства».

Художник К.А. Сомов – человек яркий, разносторонний, самобытный мастер. Художник К.А. Сомов был одним из организаторов и активных деятелей «Мира искусства".

К.А. Сомов «Арлекин и дама (Фейерверк)» 1912 г. Гуашь, акварель

 

Творчество Константина Андреевича Сомова несет на себе печать высокой культуры, оно богато и разнообразно по образному звучанию. Художник создавал портреты, пейзажи, жанровые картины, иллюстрации, оформлял книги, делал эскизы и выполнял раскраску фарфоровых статуэток.

Художник К.А. Сомов – человек яркий, разносторонний, самобытный мастер. Художник К.А. Сомов был одним из организаторов и активных деятелей «Мира искусства".

К.А. Сомов «Арлекин и смерть» 1907 г. Гуашь, акварель

 

Искусство К.А. Сомова отражает некоторые особенности культуры своего времени: разочарованность в окружающей жизни, тоску по красоте, пронизанную иронией, печаль о недостижимости идеала. Творческое наследие художника К.А. Сомова очень обширно включает множество первоклассных произведений, говорящих о высоком мастерстве художника и оригинальном восприятии им действительности.

Художник К.А. Сомов – человек яркий, разносторонний, самобытный мастер. Художник К.А. Сомов был одним из организаторов и активных деятелей «Мира искусства".

К.А. Сомов «Портрет Мстислава Добужинского» 1910 г. Графитный карандаш, сангина

 

Им создан ряд блестящих портретов в живописи и рисунке: автопортрет (1895 г., карандаш), портрет А.И. Сомова, отца художника (1897 г.), А. Остроумовой (1901 г.), А. Блока (1907 г.), С.В. Рахманинова (1925 г.) и др.

Художник К.А. Сомов – человек яркий, разносторонний, самобытный мастер. Художник К.А. Сомов был одним из организаторов и активных деятелей «Мира искусства".

К.А. Сомов «Пейзаж с радугой» 1915 г.

 

Сомов – автор тонких и эмоциональных пейзажей. Самобытны и неожиданны сюжетные картины К.А. Сомова. В них он использует любимые художниками «Мира искусства» мотивы дворянской жизни XVIII века, галантные сцены. Но отношение художника к изображаемым сюжетам очень сложно и далеко от идеализации.

Художник К.А. Сомов – человек яркий, разносторонний, самобытный мастер. Художник К.А. Сомов был одним из организаторов и активных деятелей «Мира искусства".

К.А. Сомов «Юноша на коленях перед дамой» 1916 г. Гуашь

 

Его ирония доходит до гротеска, изысканно-кукольная красота персонажей граничит с мертвенностью. Это мы чувствуем в картинах «Спящая женщина в синем платье» (1903 г.), «Эхо прошедшего времени» (1903 г.), «Итальянская комедия» (1914 г.), «Зима. Каток» (1815 г.).

Художник К.А. Сомов – человек яркий, разносторонний, самобытный мастер. Художник К.А. Сомов был одним из организаторов и активных деятелей «Мира искусства".

К.А. Сомов «Зима. Каток» 1915 г.

 

К.А. Сомов не раз изображал художницу Е.М. Мартынову, вместе с которой он учился в Академии художеств. Но ее портрет, названный «Дама в голубом», — особенное произведение. Оно раскрывает мировосприятие и устремления самого художника не меньше, чем характер модели. Для многих, хорошо знавших Мартынову, этот портрет оказался неожиданным.

Художник К.А. Сомов – человек яркий, разносторонний, самобытный мастер. Художник К.А. Сомов был одним из организаторов и активных деятелей «Мира искусства".

К.А. Сомов «Дама в голубом (Портрет Е.М. Мартыновой)» 1897 -1900 гг.

 

Писательница М.В. Ямщикова (печатавшаяся под псевдонимом Ал. Алтаев) писала об этом произведении: «Что сделал художник с этим лицом, с этими когда-то сияющими торжеством глазами? Как сумел вытащить на свет глубоко запрятанную печаль и боль, горечь неудовлетворенности? Как сумел передать это нежное и вместе с тем болезненное выражение губ и глаз?»

Трагична судьба романтичной, мятущейся Лизы Мартыновой. Она мечтала об известности живописца, презирала «прозу жизни». Туберкулез подорвал ее силы, она рано ушла из жизни. На портрете К.А. Сомова в ее лице боль, тоска, вопрос. Мы видим плотно сжатые губы, печальные глаза, болезненную бледность щек, худобу плеч. Чудится что-то кукольное, искусственное в жестах рук. Платье сороковых годов XIX века не кажется чужим, маскарадным на молодой женщине, оно идет к ее красоте. Но мы ощущаем какое-то несоответствие костюма и внешности героини, лишенной кокетства и легкости, и слишком «современной» страстности в выражении ее лица. Возникает эстетическое несоответствие современного человека обстановке дворянского усадебного быта, в которую поместил ее художник.

Живописец не скрывает сознательности своих действий. Он подчеркивает гобеленную застылость, искусственность пасторального пейзажа (он написан плоскостно, без иллюзии пространства, цвет матовый, без лессировок). Фигура же женщины по контрасту с фоном написана объемно, с подробной и точной передачей фактуры ткани, складок, кружева. Чувственное наслаждение живописца осязаемой плотью вещей напоминает старинные портреты. Но здесь красота и богатство предметного мира лишь оттеняют, подчеркивают страдания человека, его отчужденность, неустроенность в этой жизни, лишенной прежней стабильности, ясности, безмятежной простоты. Об утраченной гармонии тоскует Сомов-художник. «Дама в голубом» — драматический портрет эпохи.

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

1 отзыв »

Natabul:

Спасибо за замечательные картины Сомова. Передается колорит эпохи в произведениях.

09 Сен 2012 | 9:14 пп
Оставьте свой отзыв

Комментарии