aquarells.ru |

О живописи, картинах и художниках

Библейские темы в изобразительном искусстве. Часть 2.

Вторник 31 Июл 2012

Библейские сюжеты в изобразительном искусстве. Часть 2.

 

Библейские темы в изобразительном искусстве не ограничиваются лишь образами грехопадения. Божественный гнев за грехи человеческие – также одна из библейских тем  в изобразительном искусстве.

Библейские темы в изобразительном искусстве весьма распространены

Корнелис ван Харлем «Упадок и разложение рода человеческого накануне всемирного потопа» 1619 г.

 

Всемирный потоп был неким  искажением, зигзагом истории человека. Изобразить потоп – это значит запечатлеть образ бедствия и в то же время запечатлеть бедствие, случившееся с образом Божиим, с человеком. Изгнав вначале человека из рая, Иегова теперь уже во второй раз в истории младенческого человечества решил расправиться со своим творением.

Картина потопа подразумевает собой образ временной  «отставки» образа человека, изображение «отмены» изображения человека: это вызов, от ответа на который художники часто «увиливают».

Образ божий (человек) был залит потоками воды, низринувшимися с неба, и вместе с грязью ввергнут обратно в грязь. Плоть была сокрушена, однако форма, матрица не утеряна. Иегова уничтожил образ (человека), но сохранил право создания новых. Ведь камнем преткновения было не изображение как таковое, а тот факт, что образ (человек) стал утверждать себя в качестве объекта изображения. С точки зрения Господа, возмутительным было то, что сам образ начал создавать образы. Книга Бытия рассказывает о том, что сыны Божии, увидев, как красивы дочери человеческие, стали брать их себе в жены, какую кто хотел. Сотворенные существа, казалось, обрели самостоятельность и вместе с ней способность производить подобных себе до бесконечности.

Библейские темы в изобразительном искусстве весьма распространены

Питер Брейгель Старший «Вавилонская башня» 1562-1567 гг.

 

Скорее всего, это надо рассматривать следующим образом: размножение живых существ – поскольку образ стал всего лишь образом образа («дочери человеческие»), а уже не образом Творца (каковым были «сыны Божии») – должно быть понято как растрачивание сущности и одновременно как созидание, становление земной вселенной обманчивых видимостей в противовес высшей, божественной реальности.

Бесконечное дублирование божества неизбежно затемняло бы смысл откровения, смысл первоначальной идеи. Все развитие сбивалось с пути истинного, и божественному плану угрожал крах. С того самого момента, как у человека открылись глаза на мир, со времени первородного греха, образ становился все более и более дьявольским. Из образа божества он превратился в обманчивый мираж, и произошло это к тому времени, когда по божественному предопределению он был смыт с лица земли водами всемирного потопа.

Концепция образа полнее всего выразилась в иконоборческих движениях, связанных с монотеизмом (единобожием). Представление о том, что образ есть зеркало души, присутствует почти во всех религиях, от древнейших верований Африки, от первобытного шаманства – и до христианского таинства Евхаристии, утверждающего действительное присутствие плоти и крови Христовой в хлебе и вине причастия. Сюжет потопа был заимствован авторами Библии из текста, давностью в три с половиной тысячи лет – из эпоса о Гильгамеше, месопотамском герое, из собственных поисков бессмертия вынесшем лишь понимание того, что краткость человеческой жизни – это наказание, ниспосланное богами, которые не желали более терпеть чудовищные беспорядки и волнения, творимые неправедными людьми.

 

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

комментария 2 »

Георгий Гурьянов:

Полезная информация. Спасибо большое. Пришлашаю также к себе и желаю удачи.

31 Июл 2012 | 11:31 пп
Илларион Стульнев:

Спасибо, зайду обязательно.

01 Авг 2012 | 12:16 пп
Оставьте свой отзыв

Комментарии