aquarells.ru |

О живописи, картинах и художниках

Чудесное и реальное

Четверг 12 Июл 2012

 

Чудесное и реальное

 

 

Чудесное и реальное. Так можно в двух словах охарактеризовать впечатление от картин прерафаэлитов. Движение прерафаэлитов, родившееся в середине XIX века в Англии, отчасти под влиянием назарейцев – это участок спектра, противоположный демонизму Фюсли. Это реакция на некоторые аспекты индустриализации и на викторианский академизм. Художники-прерафаэлиты пытались найти основу искреннего отношения к природе, обратившись к итальянской живописи XV века. Стремление это было столь же благородное, сколь и расплывчатое.

Чудесное и реальное. Так можно в двух словах охарактеризовать впечатление от картин прерафаэлитов.

Данте Габриэль Росетти «Пандора» 1869 г.

 

 

Некоторые художники этого направления следовали путем аналитического реализма. Но наиболее интересные – это те, кто как Данте Габриэль Росетти, успешно обогатили свое творчество намеками на мистицизм, смешанный с неопределенной, тревожащей чувственностью, не столько вызывая в памяти наивную чистоту образов Фра Анджелико, сколько возвещая о наступающем символизме и декадансе.

Впоследствии Росетти вместе с Берн-Джонсом основали вторую группу прерафаэлитов, развивавшую темы на основе Нового Завета и средневековых легенд.

Чудесное и реальное. Так можно в двух словах охарактеризовать впечатление от картин прерафаэлитов.

Эдуард Коули Берн-Джонс «Мерлин и Вивьен» 1870-1874 гг.

 

 

При рассмотрении творчества назарейцев и прерафаэлитов сложность заключается в том, чтобы понять, каким образом то, что первоначально осознавало себя как искреннее тяготение к природе, к реальности, впоследствии превращалось в поиск легендарных тем и в конце концов обернулось предсимволистской живописью. Частично на этот вопрос отвечает художник Франц Пфорр: «Мои склонности подталкивали меня к Средним векам,.. дух того времени так прекрасен и так мало до сих пор привлекал художников. Чудесное и реальное пересекаются, взаимопроникают, почти всегда обладая при этом неким нравственным содержанием, и все пронизано атмосферой медитации, исключительно благоприятной для искусства». Фактически любовь к природе опирается на ностальгический культ прошлого, отрицание современности и антирационализм, далекий от демонизма Фюсли и питающийся исключительно консервативными источниками вдохновения, которые приводят к концу столетия к националистической экзальтации и нередко к воинствующему культу родной страны. Это, однако, в первую очередь оказывается верно в отношении назарейцев. Английские прерафаэлиты избежали подобных эксцессов, развивая более сенсуалистическую живопись, хотя она и была более двусмысленной в своей символике.

Антирационализм назарейцев был воинствующим, антирационализм прерафаэлитов – более спокойным. В легендах они находили предлог для порой сомнительных мечтаний. Столкнувшись с современной жизнью, они занимали независимую, эстетскую позицию, предвосхищавшую позицию Оскара Уайльда в Англии и Гюисманса во Франции. Живопись прерафаэлитов являет собой переход, мост от романтизма начала XIX века к символизму конца столетия. Во Франции же этот процесс был более сложным в результате реакции реализма и бунта импрессионизма, направленных против позднего неоклассического академизма почтенных мастеров Салона.

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

комментария 2 »

Ольга Коновалова:

Потрясающе! Особенно понравилась «Пандора». Есть в ней огненная сила и необычайная нежность одновременно. Спасибо, Илларион

13 Июл 2012 | 12:34 дп
Николай Бруяка:

Чудесное и реальное… И где грань…

13 Июл 2012 | 7:04 пп
Оставьте свой отзыв

Комментарии