aquarells.ru |

О живописи, картинах и художниках

Чудовища и монстры

Суббота 18 Авг 2012

Чудовища и монстры

 

 

Чудовища и монстры появляются из темных таинственных глубин земли и моря. Чудовища и монстры одновременно и хранители тайны, и сами по себе тайна. Они воплощают собой нарушение порядка, ниспровергают существующее положение вещей.

Чудовища и монстры появляются из темных таинственных глубин земли и моря. Чудовища и монстры одновременно и хранители тайны, и сами по себе тайна.

Франсиско Сурбаран «Геракл побеждает Лернейскую гидру» 1634 г.

 

Монстр – это мутант, и любая трансформация или развитие предполагают прохождение монструозной фазы, предшествующей рождению и подготавливающей его. Время чудовищ и монстров – период хаоса и путаницы. Воплощая беспорядок, монстры возвещают о смерти старого порядка и приходе нового.

Чудовища и монстры появляются из темных таинственных глубин земли и моря. Чудовища и монстры одновременно и хранители тайны, и сами по себе тайна.

«Водный дракон» Китай

 

Как хранители тайны, они служат неминуемым препятствием на пути к некоему месту, где хранится сокровище, доступ к которому они сторожат. Поэтому победа над чудовищем предполагает и победу над собой. Человек, противостоящий чудовищу, неизбежно или погибнет и исчезнет навеки, или же возродится как герой. Таким образом, в монстре есть и злое, и доброе начала, и оба они – символы тех материальных сил, которые необходимо преодолеть, чтобы достичь царства духа. При этом мы не можем точно знать, кто и зачем послал их.

Чудовища и монстры появляются из темных таинственных глубин земли и моря. Чудовища и монстры одновременно и хранители тайны, и сами по себе тайна.

Гравюра на дереве по рисунку Гюстава Доре «Бог убивает Левиафана» 1864-1866 гг.

 

Монстры – это испытание, проверка человека. Левиафан – «царь над всеми сынами гордости», создание воды и огня, спящее на дне моря. Левиафан – метафора честолюбия. Он уподоблен соблазну, дремлющему глубоко на дне нашего сознания.

Чудовища и монстры появляются из темных таинственных глубин земли и моря. Чудовища и монстры одновременно и хранители тайны, и сами по себе тайна.

Иероним Босх (Иероним ван Акен) «Райский сад. Фантастические животные». Деталь центральной части. 1500-1516 гг.

 

Если мы будем считать чудовищ той формой, которую принимают наши фантазии, то мы должны признать, что каждый монстр, или даже точнее, тот способ, с помощью которого герой побеждает этого монстра, открывает перед нами какие-то черты цивилизации, породившей эти образы.

Чудовища и монстры появляются из темных таинственных глубин земли и моря. Чудовища и монстры одновременно и хранители тайны, и сами по себе тайна.

Пьеро ди Козимо (Пьеро ди Лоренцо) «Персей и Андромеда» XV-XVI вв.

 

Пьеро ди Козимо, ценивший простоту, с которой античность сочетала реализм и фантазию, избрал сюжетом своей картины миф о Персее. Как всегда в греческих легендах, миф и реальность существуют рука об руку. Юную девственницу Андромеду, предназначенную в жертву Посейдону, чтобы смягчить его гнев, вот-вот проглотит ужасное морское чудовище. Появляется Персей и вызывается спасти ее. Подвиг его является триумфом таких качеств, как доблесть и хитроумие, соединенных со здоровым деловым чувством. «Доблестью ей (Андромеде) послужу, и да будет моей – вот условье!» — предлагает герой несчастным родителям, в то время как чудовище приближается к девушке. «Те принимают его – кто бы стал колебаться? Взмолились/ Мать и отец и ему обещают в приданое царство» (Овидий, «Метаморфозы», перевод С.Шервинского). Поскольку это немалый куш, Персей немедленно исполняет обещанное, поражает зверя, и ему достается в жены Андромеда.

Совсем другой характер имеет история, связанная с Иовом: он выдерживает испытание, отказываясь противостоять Левиафану и смиренно покоряясь Господу. Какой же урок мы можем извлечь из всего этого? Чудовища подобны зеркалам, и та истина, которую они в себе заключают, зависит от природы того, кто перед ними находится и в них отражается.

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

комментариев 9 »

Ирина:

Спасибо за столь познавательную статью! Много для себя интересного открыла!

18 Авг 2012 | 10:26 пп
Виктор Муратов:

Мне кажется иногда, что самое страшное чудовище это человек. Нет злодеяний, которые бы он не мог породить.

18 Авг 2012 | 10:55 пп
Милена:

Согласна с предыдущем оратором, самое страшное чудовище — человек, только он так пагубно влияет на природу.

19 Авг 2012 | 12:36 пп
Николай Бруяка:

Меня «Водный дракон» впечатлил. Китай…

19 Авг 2012 | 7:16 пп
Светлана:

У каждого человека в голове свои монстры. Главное, чтобы он их победил.

20 Авг 2012 | 7:07 дп
Дина:

Какие они страшные. Не дай БОг встретить на своем пути…

20 Авг 2012 | 9:28 дп
Татьяна:

Да уж, Дина, согласна с тобой))))

20 Авг 2012 | 10:17 дп
Ирина:

У Вас столько много и такие интересные записи, мы так редко в повседневной жизни обращаем внимание на живопись и настоящие картины. Подписалась на Ваши обновления ))

21 Авг 2012 | 12:23 пп
check it out now:

Автор, а у вас никто записи не тырит? А то у меня заколебали уже — копируют и копируют. И главное, что даже ссылку никто не удосужится поставить.

01 Мар 2014 | 2:44 пп
Оставьте свой отзыв

Комментарии