aquarells.ru |

О живописи, картинах и художниках

Душа города в изображении художника

Четверг 28 Июн 2012

Душа города в изображении художника

  

 

Душа города в изображении художника – нечто неуловимое и эфемерное. Город – место искусственное, т. е. созданное искусством, в противоположность деревне, созданию природы.

Душа города в изображении художника - нечто неуловимое и эфемерное. Город - место искусственное, т.е. созданное искусством.

Джулиано да Сангалло (Джамберти Джулиано) «Архитектурный проект идеального города» после 1470 г.

 

«У вас может быть естественный образ жизни, — говорил своим друзьям импрессионист Эдгар Дега, — а я буду вести искусственный», под которым он подразумевал городской образ жизни. Искусственная (созданная искусством) природа города ставит, таким образом, двойную проблему: своих связей с архитектурой, во-первых, и связей между архитектурой и живописью, во-вторых.

 

Душа города в изображении художника - нечто неуловимое и эфемерное. Город - место искусственное, т.е. созданное искусством.

Каналетто (Антонио Канале) «Венеция, двор каменотеса». Деталь.

Или, иными словами, каково значение архитектурного подхода к городу и городского подхода к живописи? Город – это только место действия или же он играет некую собственную роль? Для такого художника, как Андреа Мантенья, или такого архитектора, как Джулиано да Сангалло, было ясно, что деятельность зодчего должна заключать в себе нечто большее, чем простое оформление. История градостроительства свидетельствует о том, что до XV века города создавались без единого плана, исходя из практической целесообразности. Отсюда исключительно анархический характер средневековых городов. Настоящий перелом произошел между 1400 и 1450 годами, когда такие зодчие, как Альберти и Брунеллески, решили рационализировать искусство строительства. Благодаря им, архитектура вновь стала интеллектуальной дисциплиной, творчеством разума, тем, что рационально создается человеком для человека, по его мерке, в его масштабе. Архитектура вводила разум в самое тело города.

Ренессансная архитектура не довольствовалась чистой утилитарностью. Она была программой и логично привела к созданию, к изобретению городского планирования. Такое развитие может объясняться подъемом городов, их господством над деревней и упадком феодальной системы, а также тем фактом, что Италия даже в Средние века не переставала быть страной городской цивилизации.

Геометрическая аранжировка пространства расширяла, таким образом, рационалистическую экспансию в природную сферу. Город становился конкретной реализацией концепции, замысла и идеологии. Но странным образом, хотя возрождающаяся наука городского планирования и была связана с гуманистической мыслью о гармонии человека со вселенной, сами проектируемые идеальные города тем не менее в природе не нуждались, отбрасывали ее как нечто нечистое. В результате они быстро вырождались в просто рациональные упаковки для рациональных существ. Несомненно, такое стремление пространства к чистой рациональности тревожно, особенно для нас, современных людей, перед глазами которых расстилаются города, начисто лишенные человеческого измерения.

Душа города в изображении художника - нечто неуловимое и эфемерное. Город - место искусственное, т.е. созданное искусством.

Андреа Мантенья «Унесение тела Святого Христофора после казни». Деталь, 1450-1456 гг.

 

 

Идеальный город отбрасывает любые случайности, укромные закоулки, темные глухие углы, все то, что бесполезно и нерационально. Поэтому в нем нет жизни. Парадоксально, но мертвое тело Святого Христофора, которое проносят через город, кажется искрой жизни в центре призрачного, искусственного городского пространства, оно оказывается живее этой идеальной формы жизни. Разум без души может породить лишь иссохший плод. Для теоретиков Возрождения идеальный город не мог быть создан с помощью переработки уже существующих городских структур. Регулярный, гармоничный, прекрасный, идеальный на вид и привлекательный для жизни город начинается с предпосылки о нетронутом пространстве, в которое может быть вписан его геометрически чистый план. Но было бы ошибкой искать душу города в его архитектуре. В ней можно найти его историю, даже логику, но душа города — в его народе.

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
Оставьте свой отзыв

Комментарии