aquarells.ru |

О живописи, картинах и художниках

Эдгар Дега: Диалог темы и стиля

Воскресенье 24 Июн 2012

Эдгар Дега: Диалог  темы и стиля

 

 

В картинах Эдгара Дега, как во всякой фигуративной живописи, развивается диалог темы и стиля. Писать жизнь – значит писать жизнь некой модели, и если модель должна предстать живой, то живой должна быть и живопись, и это нельзя свести просто к вопросу техники. Стиль – это нечто большее. Это техника, призванная «обслуживать» уникальное персональное видение.

В картинах Эдгара Дега, как во всякой фигуративной живописи, развивается диалог темы и стиля.

Эдгар Дега «Гладильщицы» 1884 г.

 

 

Когда Эдгар Дега пишет гладильщицу или женщину у модистки, то успех в его стремлении достигнуть естественности так же зависит от метода трактовки, как и от выбора модели. Соблазнительно рассматривать анекдотический характер образа как признак его несущественности, неважности, и анализировать работы с чисто пластической точки зрения, но такой подход был бы ошибкой. Принимать во внимание только стиль Эдгара Дега, не соотнося его с характером сюжетной материи – значит обеднять анализ; равно как и наоборот, рассматривать лишь темы Дега, не говоря о стиле, было бы, наверное, даже большим заблуждением, ведь такой анализ попросту игнорирует собственно искусство.

В картинах Эдгара Дега, как во всякой фигуративной живописи, развивается диалог темы и стиля.

Эдгар Дега «У модистки» 1905-1910 гг.

 

 

Таким образом, нельзя сказать, что реальность в творчестве Эдгара Дега – только предлог, хотя последующее развитие современного искусства и подталкивает к подобным утверждениям. Хотя Дега и не утверждал, что копирует натуру, действительность все еще оставалась для него необходимой отправной точкой, и художник должен был бороться, чтобы прийти к соглашению с ней. Стиль не существовал независимо. «Другой мир», мир картины не был антимиром, он был скорее субъективным претворением этого мира. В рассмотрении произведения искусства как чего-то, чуждого реальности, заключается игнорирование происхождения этого произведения, а это препятствует пониманию его целостности. Меняется не реальность, а способ ее видения и изображения, т.е. ее понимания. Изображение не может быть правильным или неправильным само по себе, оно верно постольку, поскольку адекватно передает видение художника. А видения не может быть без объекта. Удача и значительность фигуративной работы заключается в достижении равновесия между предметом, видением и воплощающим их стилем.

Это равновесие есть в искусстве Эдгара Дега. Он хотел уловить правду фрагментов. По его мнению, жизнь никогда не может быть завершенной целостностью, она – лишь несвязное соединение моментов, а искусству надо попытаться раскрыть их сцепление, их связь, используя при этом память и воображение. Целое показано через пустяк, мелочь, человечество – через мгновение, мир, пространство – через один из фрагментов. Таков путь, избранный Эдгаром Дега, стиль которого становится точной интерпретацией, точным выражением определенной концепции мира.

Жорж Ривьер, автор книги о Дега, так говорит о его отношении к моделям: «Несмотря на изумительную точность, с которой он фиксирует рефлекторные профессиональные движения своих моделей, благодаря чему они выглядят такими живыми, Дега остается высокомерным наблюдателем, нигде не показывающим своего отношения к изображенным».

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

комментариев 5 »

Татьяна:

С интересом прочитала статью. Мне нравится у Дега его балетная серия. Очень точно подмечено по поводу высокомерного наблюдателя.

25 Июн 2012 | 9:39 дп
Надежда:

Мир искусства — особый мир! Когда проникаешься им, сразу возникают особые, неповторимые чувства причастности к чему-то великому. Раньше тоже занималась живописью. Вот подумываю возобновить творчество на досуге)))

25 Июн 2012 | 9:47 дп
Лариса:

Всегда любила рисовать — и эта любовь передалась моему сыну — тоже рисует.

25 Июн 2012 | 12:29 пп
Владимир:

Лариса, и какие результаты? Есть свои выставки?

25 Июн 2012 | 5:06 пп
Наталья:

Красота полотна зависит от гармоничного сочетания и темы, и стилистики, и техники… Дега, несомненно, нашел эту гармонию, поэтому его картины так естественны.

19 Фев 2013 | 6:24 пп
Оставьте свой отзыв

Комментарии