aquarells.ru |

О живописи, картинах и художниках

Футуризм в живописи

Воскресенье 23 Сен 2012

Футуризм в живописи

 

 

Футуризм в живописи зародился в начале XX века. Появлению футуризма в живописи предшествовал разрыв, который произошел между искусством и историей во второй половине XIX века.

Футуризм в живописи зародился в начале XX века. Появлению футуризма в живописи предшествовал разрыв между искусством и историей во второй половине XIX века.

Эрнест Мейссонье «Осада Парижа» 1870 г.

 

И творчество Мейссонье – прекрасная иллюстрация этого разрыва. Двигаясь назад, к самым истокам мифа, Мейссонье пытался наделить Вторую империю тем величием, которого ей недоставало. В результате он стал богатым и знаменитым и потерял право на достойное место в истории искусства. Все, что он делал, оказалось лишь подробной и рабской карикатурой на наполеоновский эпос. Если бы это оставалось его единственным достижением, он бы заслуживал забвения. К счастью, немногочисленные «вылазки» на поле текущих событий в 1848 и 1870 годах дали ему возможность продемонстрировать, что он способен и на более либеральный подход к исторической реальности.

Футуризм в живописи зародился в начале XX века. Появлению футуризма в живописи предшествовал разрыв между искусством и историей во второй половине XIX века.

Эрнест Мейссонье «Французская кампания, 1814» 1864 г.

 

Но поскольку эта реальность становилась при таком подходе очевидной, обнаженной, то чудовищная природа истории оказывалась разоблаченной, лишенной каких бы то ни было масок. И для того, чтобы продолжать существовать, искусство должно было освободиться от истории.

Футуризм в живописи зародился в начале XX века. Появлению футуризма в живописи предшествовал разрыв между искусством и историей во второй половине XIX века.

Джино Северини «Пушка в действии» 1915 г.

 

В 1909 году родился итальянский футуризм, в частности, футуризм в живописи. Он стал высшей точкой в развитии этого процесса, наиболее крайним выражением отказа от истории и от каких-либо апелляций к прошлому. Поэт Маринетти опубликовал в Париже первый футуристический манифест, в 1910 году он был дополнен манифестом футуристических художников, подписанным Балла, Боччони, Руссоло, Карра и Северини.

Футуризм в живописи зародился в начале XX века. Появлению футуризма в живописи предшествовал разрыв между искусством и историей во второй половине XIX века.

Джино Северини «Пригородный поезд прибывает в Париж» 1915 г.

 

Футуризм был радикальной программой, основанной на идее разрыва с прошлым. Он не довольствовался требованием полной автономии искусства (теория искусства для искусства была развита уже символистами), но бросал вызов всему корпусу художественного наследия. Поэтому не только история как некая определенная целостность, но и история искусства также отбрасывалась вся, целиком и полностью. Поскольку историческая перспектива, исторический взгляд основываются на размышлении, то почти логично, что футуризм ценил действие выше рефлексии, движение – выше постоянства и форму – выше содержания.

Футуризм в живописи зародился в начале XX века. Появлению футуризма в живописи предшествовал разрыв между искусством и историей во второй половине XIX века.

Джакомо Балла «Скорость мотоцикла» 1913 г.

 

Футуризм, который первоначально был анархическим мятежом против гнета традиционализма среднего класса, повернул к чистой эстетике движения. Апология скорости, апология машины, осуждение гуманизма, равно как и прославление войны, которая понималась как механизм очищения – все это имело следствием тот факт, что после Первой мировой войны футуризм стал наиболее подходящей эстетикой для нарождающегося фашизма Муссолини.

Футуризм в живописи зародился в начале XX века. Появлению футуризма в живописи предшествовал разрыв между искусством и историей во второй половине XIX века.

Анри Руссо (Таможенник Руссо) «Война» 1894 г.

 

«Итак, это не ошибка? Мы стреляем друг в друга, даже не видя при этом противника – и это не запрещено! …Мы зажгли искру войны, и теперь война полыхает! Как ток между двумя угольными электродами в электрической дуге. И уголь скоро весь выгорит дотла!» (Селин. «Путешествие на край ночи»).

Футуризм в живописи зародился в начале XX века. Появлению футуризма в живописи предшествовал разрыв между искусством и историей во второй половине XIX века.

Джино Северини «Поезд Красного креста, проходящий через деревню» 1915 г.

 

Северини со своей стороны отошел от движения, повернув в двадцатые годы к классицизму («От кубизма к классицизму», 1921 г.), но его «возвращение к порядку» само было также, в свою очередь, принято фашизмом начиная с 1924 года, поскольку оно приняло узко националистическую форму в контексте движения Новеченто (прославление «чисто итальянского искусства, черпающего вдохновение в незамутненных источниках и свободного от заимствованных тенденций»).

Все эти казусы, происходившие с итальянским авангардом, имели, по крайней мере, то достоинство, что они проясняли очень сложную природу связей между искусством и историей, которые в данном случае точнее было бы назвать связями между искусством и политической властью. Это поднимает проблему содержания в произведении – футуристы доказали от противного, что невозможно безнаказанно опустошать содержательный аспект творчества.

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
Оставьте свой отзыв

Комментарии