aquarells.ru |

О живописи, картинах и художниках

Город. Демонстрация искусственности

Воскресенье 01 Июл 2012

Город. Демонстрация искусственности

 

Город. Демонстрация искусственности. Два эти понятия объединены в некоторых произведениях Сёра и Тулуз-Лотрека. Город подобен женщине в гриме. И даже  лавке бакалейщика, который вывалил все товары на свой прилавок. Современные города превратились в бесконечные витрины магазинов, разворачивающиеся перед глазами прохожего. Пародируя нынешнюю манеру выражаться, можно сказать, что город – это «визуальное пространство».

Город. Демонстрация искусственности. Два эти понятия объединены в некоторых произведениях Сёра и Тулуз-Лотрека. Город подобен женщине в гриме.

Жорж Сёра «Парад» 1887 г.

 

 

Все, что относится к городу, напоминает театральную постановку. Он немыслим без зрелищности, без спектакля, и сам зритель становится частью представления. Все, что происходит в городе, может быть сведено к двум типам деятельности: торговле и празднованию. Причем второе – не более чем завершающая трансформация той реальности, которая всецело превратилась в торговлю.

При таком ракурсе рассмотрения не существует пропасти между модистками Дега и фривольными танцовщицами Тулуз-Лотрека. Днем магазин, вечером кабаре, переполняющие Монмартр вперемешку с другими увеселительными заведениями вроде цирка Фернандо на углу улицы Мучеников и бульвара Рошешуар. Ренуар засиживался здесь на балах в Мулен де ла Галетт. Дега писал портрет акробатки мисс Ла-Ла. Для Тулуз-Лотрека цирк Фернандо послужил основой для создания серии «Цирк», а Сёра нашел здесь материал для двух своих значительных работ: «Парад» и «Цирк».

Город. Демонстрация искусственности. Два эти понятия объединены в некоторых произведениях Сёра и Тулуз-Лотрека. Город подобен женщине в гриме.

Анри де Тулуз-Лотрек «Кадриль в Мулен-Руж» 1892 г.

 

 

Если на минуту забыть об очевидной праздничности всех этих произведений и попытаться поглубже исследовать их природу, то проявятся две концепции: искусственность и вуаеризм, страсть к созерцанию того, что обычно скрыто от глаз, к созерцанию непристойного. Искусственность здесь не просто связана с костюмом и декорациями. Для Дега, потом для Тулуз-Лотрека она заключалась не только в ситуации: это был способ видеть и заставлять видеть других, это было отношением к жизни, заключавшимся в высвечивании только определенных аспектов, которые позволяют проявиться истинной природе того, что многие люди считают неестественным. Этот способ восприятия, который, несомненно, был связан с распространением газового освещения, превращает все в некое шоу. Ночное освещение изменило самый дух города. Узкие ветхие переходы приобрели заманчивую притягательность. Но новый, современный свет не похож на дневной, он не освещает все одинаково. Происходит отбор того, что можно увидеть, и здесь мы подходим ко второй из упомянутых выше концепций – к вуаеризму.

Сующий во всё нос человек, «любопытная Варвара», видит совсем не всё. Он видит только то, чего требует его навязчивая идея, остального же для него просто не существует. В результате настоящей реальностью, стоящей за его фантазиями, оказывается лишь желание эти фантазии видеть.

Город продает всё. Подобно «девушкам, ожидающим ночью на углу», он приноравливается к покупателю. Всё на продажу, включая любовь. Следуя законам спроса и предложения, действительность подчиняется требованиям рынка. И свет теперь свелся к узкому лучу, который всякий направляет, как ему удобно, и таким образом создается новый тип действительности – действительности податливой, субъективной, необычной.

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

1 отзыв »

Милена:

Очень глубокие мысли! Действительно, все на продажу. Суровая действительность, что ж поделать.

02 Июл 2012 | 2:35 пп
Оставьте свой отзыв

Комментарии