aquarells.ru |

О живописи, картинах и художниках

Город как объект живописи

Вторник 26 Июн 2012

Город как объект живописи

 

 

Город как объект живописи привлекал внимание художников во все времена. «Мы знаем, что форма города меняется быстрее человеческого сердца», — писал Жюльен Грак. Город подвижная форма, и физически, и психологически. Города меняются, и не только благодаря постоянной эволюции, но также потому, что память живущих постоянно воссоздает и трансформирует их.

Город как объект живописи привлекал внимание художников во все времена.

Камиль Писсарро «Внешние бульвары» 1898 г.

 

Город – живое место, хотя именно это и пытались игнорировать архитекторы Возрождения. Он нечто большее, чем группа зданий и памятников, организованная на большем или меньшем пространстве. Это, в первую очередь, удивительный комплекс, сплетенный из отдельных судеб. Впечатление, что город имеет объективное, независимое от людей существование, может создать, например, городской план. Но это впечатление – не более чем интеллектуальная иллюзия. Для человека, который каждый день ходит по городу, он является субъективным пространством. Форма города в сознании человека складывается из его, человека, собственных передвижений, того, что он делает в городе, и воссоздания городского облика, которое предоставляет память. Субъективный город имеет свои темные и светлые места, причудливо искажающие его образ. Это некая пластическая реальность.

Город как объект живописи привлекал внимание художников во все времена.

Клод Моне «Улица Сен Дени. Праздник 30 июня 1878 года» 1878 г.

 

 

Разум часто играет второстепенную роль во всем этом. Страсти и чувства человека намного важнее. Город состоит из множества своих обитателей, встречающихся, пересекающихся друг с другом судеб, это живая форма, дающая приют живущим. Художник, пишущий город, должен передать и его изменчивый, эфемерный характер, и этот сплав из архитектуры и людей, которые постоянно взаимодействуют в хрупком, всегда ненадежном городском равновесии.

Поэтому художнику приходится сливать архитектуру и толпу, декорации и актеров в единую живописную материю и выразить природу стабильного и изменчивого, движения и постоянства, используя одни и те же средства. В результате он должен изобрести язык, который смог бы передать через цвет и мазок идею порядка, заключенного под видимым непосредственно царством хаоса и путаницы.

На первый взгляд улица Сен Дени, написанная Клодом Моне во время праздника 30 июня 1878 года, воплощает собой полный беспорядок. Мазки все разные, линии хаотичны, цвет схематичен. Потом медленно, по мере того как наш глаз привыкает к картине, элементы организуются, перегруппировываются, не переставая в то же время участвовать в целом. Одинаковые свето-цветовые мазки передают и линии фасадов зданий, и толпу. Стены домов с трепещущими флагами, светящиеся, как лица людей, выглядят едва ли не более живыми, чем человеческий поток, который темной компактной массой движется внизу. Это кажется вызовом общепринятой иерархии понятий, и, переворачивая, опрокидывая наш способ видения, прекрасно передает глубинное единство города и его народа: это не живые существа и вещи порознь, но некая единая историческая, культурная и эмоциональная субстанция, воплощенная на холсте. Здесь перед нами предстает нечто противоположное классическому городу. Над улицей Сен Дени, на фоне глубокой вибрирующей синевы парят слова «Да здравствует Франция!» Словно предметы, люди и их мысли соединяются, сливаются в цветовых пятнах.

 

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

комментария 2 »

Лиана:

Восприятие мира художниками отличается от восприятия обычного человека.Интересная картина

26 Июн 2012 | 11:56 пп
Ксана:

Отлично, что вы живете в гармонии с собой и появилось желание проявить свое видение через картины 😉

27 Июн 2012 | 10:12 пп
Оставьте свой отзыв

Комментарии