aquarells.ru |

О живописи, картинах и художниках

Город как театр. Народ без корней

Воскресенье 01 Июл 2012

Город как театр. Народ без корней

 

 

Город как театр. Народ без корней. Эта тема нашла свое воплощение в произведениях некоторых мастеров прошлого. Драма городского мира кроется в том, что он лишен корней. Чтобы поддерживать свое существование, он постоянно должен жить искусственной жизнью. За нескончаемой чередой увеселений – опустошенный взгляд любительницы абсента, изображенный Дега, унылый, гнетущий интерьер кафе.

Город как театр. Народ без корней. Эта тема нашла свое воплощение в произведениях некоторых мастеров прошлого.

Эдуард Мане «Интерьер кафе»

 

Импрессионисты прославились тем, что очистили цвет, отвернулись от серых гармоний академизма, и это действительно так. Но, тем не менее, нельзя забывать, что они умели писать в серых тонах серые моменты жизни.

Слишком много людей встречается ежедневно каждому человеку в городе, люди не узнают друг друга. Город и его кафе – пристанища анонимов. Выходит артист в маске, играет свою роль, развлекая толпу. Как и положено, зритель аплодирует. Что же потом?

Кафе – не только место, где обмениваются свежими новостями, средоточие жизни, как его обычно изображают. Это еще и своего рода прибрежный песочек, какой бывает в излучинах заливов. В каждом кафе есть свои завсегдатаи, выброшенные где-то за борт и прибившиеся к этому берегу, свои потерпевшие крушение, для которых это словно последний «порт приписки». Вновь вспоминается Дега, но можно и не заглядывать так далеко. В маленьком холсте Эдуарда Мане «Интерьер кафе» уже все это сказано.

Город как театр. Народ без корней. Эта тема нашла свое воплощение в произведениях некоторых мастеров прошлого.

Джованни Доминико Тьеполо «Пульчинелло и акробаты (Дом акробатов) ок.1793 г.

 

 

А Пульчинелло Тьеполо представляет собой другую сторону, другой лик явления. Пульчинелло – сумасшедший, он потерял рассудок. Но в хохоте, который он вызывает, часто слышится горечь, в его забавности звучит трагическая нота. Вид безумия, даже наигранного, лишь на минуту может вызвать смех, поскольку на самом деле художник прикасается к тайной ране мира, заявляющего, что он может всего достичь техническими средствами, но платит высокую цену за свою победу, жестко обрубая свои собственные корни.

И кафе, и труппа комедиантов – это замена семьи. Импрессионисты до 1870 года встречались в кафе «Гербуа», потом в «Новых Афинах», чтобы обменяться идеями, о чем-то договориться, но в первую очередь – для того, чтобы забыть хотя бы на протяжении вечера об ожидающем их одиночестве. Потому что у художников – как у неквалифицированных рабочих, недавно приехавших в город из глубинки, — нет семьи. Им приходится на голом месте пытаться восполнить утерянный круг общения. Каждый час дня в «Новых Афинах» имел свой особый запах. Утром – это запах жарящихся на масле яиц, крепких сигарет, кофе и дешевого коньяка. В пять – запах абсента, а с наступлением вечера – смешивающиеся запахи сигарет, кофе, водянистого пива. Каждый, кому довелось испытывать одиночество в самом сердце большого города, поймет, какое утешение приносят подобные ощущения.

 

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

комментария 4 »

Natabul:

Испытать одиночество в большом городе — как страшно читать эти строки. Пусть никто не будет одинок!

01 Июл 2012 | 9:59 пп
Ольга Коновалова:

Одиночество — страшное чувство, пусть его не узнает никто, а картины особенно хороши.Ведь одиночество именно тот пик чувствительность, когда наружу просятся порой шедевральные мысли

02 Июл 2012 | 8:03 дп
Милена:

Художники умело скрывают истинный смысл картин. Автору спасибо, за такие глубокие и проникновенные слова.

02 Июл 2012 | 2:39 пп
Искандер:

Хоть раз испытать одиночество в центре большого города, наверное, довелось каждому. И это не зависит от того имеет человек семью или нет. Спасибо за очень живое и образное описание творчества известных мастеров.

02 Июл 2012 | 5:30 пп
Оставьте свой отзыв

Комментарии