aquarells.ru |

О живописи, картинах и художниках

Император-завоеватель

Среда 19 Сен 2012

Император-завоеватель

 

 

Император-завоеватель (а речь идет, прежде всего, о Наполеоне) стал главным действующим лицом не только определенных моментов истории, но и множества полотен известных художников.

Император-завоеватель ( речь идет, прежде всего, о Наполеоне) стал главным действующим лицом не только истории, но и множества полотен известных художников.

Антуан Жан Гро «Переговоры Наполеона I и Франца II после битвы при Аустерлице» 1812 г.

 

«Франция заслужила Аустерлиц, французская империя заслужила Ватерлоо», — писал Виктор Гюго. В славной галерее героев и мучеников Революции Наполеон – величайший, самый грозный и самый неоднозначный. По масштабу он затмевает всех остальных. Италия, Пруссия, Испания, Россия (последняя, надо сказать, стала началом конца для Наполеона) – двадцать лет его армия прокатывалась по Европе, завоевывая и опустошая ее.

Император-завоеватель ( речь идет, прежде всего, о Наполеоне) стал главным действующим лицом не только истории, но и множества полотен известных художников.

Барон Франсуа Паскаль Симон де Жерар «Битва при Аустерлице»

 

В период своей империи Наполеон – этот новый Александр Македонский, новый Цезарь – подчинил мир своему закону. Его судьба превзошла все, что предписывается герою. Александр был только героем, потому что он завоевывал, но не царствовал, не управлял. Наполеон же делал и то, и другое. Поэтому его часто противоречивая миссия приводила к некой двойственности, придававшей ему глубину и многосторонность, которых не было у других героев французской революции.

Император-завоеватель ( речь идет, прежде всего, о Наполеоне) стал главным действующим лицом не только истории, но и множества полотен известных художников.

Орас Верне «Битва при Фридланде 14 июня 1807 года» 1836 г.

 

В Наполеоне есть некое сущностное противоречие между завоевателем, человеком, одержавшим победы при Ульме, Аустерлице, Фридланде, с одной стороны, и законодателем, администратором, своего рода буржуазным антигероем, скрывающимся в своей конторе и ведущим дела с маниакальной дотошностью въедливого бухгалтера, с другой.

Император-завоеватель ( речь идет, прежде всего, о Наполеоне) стал главным действующим лицом не только истории, но и множества полотен известных художников.

Жак Луи Давид «Наполеон в своем кабинете в Тюильри» 1812 г.

 

Лучшее, что он мог для себя сделать как мелкий буржуа – это стать монархом, женившись в 1810 году на эрцгерцогине Марии-Луизе, основать династию (Наполеон II родился в 1811 г.) и мечтать о том, чтобы его интронизацию признали великие династии Европы. Но он очень плохо подходил для этой роли, и Давид допустил большую ошибку в своем портрете императора в его кабинете в Тюильри. Вместо того, чтобы изображать его как суверена, он сосредоточил внимание на том, что отделяет героя от монарха: его исключительный, уникальный характер, отсутствие аристократических предков, невозможность наследственной власти. Но, несомненно, художник лишь подчинялся желаниям портретируемого, который уже не мог более довольствоваться благодарностью целой нации.

Император-завоеватель ( речь идет, прежде всего, о Наполеоне) стал главным действующим лицом не только истории, но и множества полотен известных художников.

Феликс Эмманюэль-Анри Филиппото «Сражение при Риволи» 1844 г.

 

«Казалось, все достигнуто: Бонапарт добился того единственного, чего ему недоставало: соединил кровь своего жалкого рода с кровью великих королей; прошлое сомкнулось с будущим. Но хотя он обладал силой, достаточной для того, чтобы остановить мир, он был не в силах остановить самого себя: он все продолжал и продолжал, покуда не завоевал своего последнего венца – венца неудачи». (Шатобриан «Замогильные записки»).

И при Ватерлоо история взяла реванш, напомнив герою о его судьбе. Виктор Гюго написал по этому поводу свои знаменитые строки:

О, поле Ватерлоо! Печальная равнина! Как в урну узкую плеснувшая пучина,

Там, где бегут твои овраги и лески, — нагромоздила смерть угрюмые полки.

Европа – здесь, а там, там – Франция! Кровавый Стык! Обманул господь мечту любимцев славы!

Ты дезертируешь, Победа, из рядов!       (Перевод Г. Шенгели).

Император-завоеватель ( речь идет, прежде всего, о Наполеоне) стал главным действующим лицом не только истории, но и множества полотен известных художников.

Франсуа Фламан «Наполеон после битвы при Ватерлоо»

 

Гюго мог сокрушаться о поражении, но он знал, что оно необходимо для того, чтобы мог родиться миф, который станет могучим питательным источником для целой области литературной и политической мысли XIX века. Наполеоновский эпос на самом деле не может быть сведен к истории идеи или идеала, как в случае Робеспьера или Бабёфа. Это – удивительная авантюра, граничащая с гением, втянувшая в свою мощную струю целые народы. И чистая страсть, сжигавшая его, когда завоеватель, в конце концов, взял верх над законодателем, не встретила иных препятствий, кроме его собственной физической смерти, и сделала его первым великим романтическим героем.

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

комментария 4 »

Олег:

наверно так и уйду в неведении как у художников такая красота получается? сколько не пробовал подобрать цвета в итоге куляки-муляки получались…:-))

19 Сен 2012 | 10:24 пп
Олег:

как у них такая красота получается?

19 Сен 2012 | 10:25 пп
Любовь:

Если бы не такие талантливые люди с их картинами, разве могли бы мы представить события тех далеких дней?

19 Сен 2012 | 10:32 пп
Наталия:

Наполеон — несомненно великий человек, хотя и с отрицательными качествами.

19 Сен 2012 | 11:36 пп
Оставьте свой отзыв

Комментарии