aquarells.ru |

О живописи, картинах и художниках

Интерьер в живописи

Понедельник 25 Июн 2012

Интерьер в живописи

 

 

Интерьер в живописи – один из ее жанров. Интерьер состоит из мелочей, из тех незначительных пустяков, которые придают жизни вкус. Пьер Боннар стремился запечатлеть этот вкус жизни, создаваемый самыми незначительными вещами.

Пьер Боннар «Красная клетчатая скатерть» 1910 г.

 

Интерьер – это мир в миниатюре, вселенная в масштабе человека, внутренний покой, противостоящий вечно бурному, страшному внешнему миру, ограниченное и понятное пространство, где гармония предмета служит признаком человека, даже если он и не изображен. Предмет появляется как материальное эхо людского присутствия, как временный заместитель хозяина или хозяйки. Смысл интерьерных сцен сродни тому загадочному молчаливому согласию между предметом и человеческой личностью, той конкретной, живой гармонии, которые противоположны абстрактной гармонии идеала.

Ян Вермер Делфтский «Дама у клавесина» 1670 г.

 

 

На первый взгляд может показаться, что художник довольствуется воспроизведением реальности. Домашняя сцена – скромный жанр, где все как будто преуменьшено. Это конец спектра, противоположный тому, где располагается пышное, велеречивое риторическое искусство. В жанре интерьера нет ни попыток убедить в чем-либо, ни даже продемонстрировать нечто, но только напомнить. И Пьер Боннар, и Ян Вермер культивируют своего рода память о настоящем, не заглядывая ни в прошлое, ни в будущее, без боли и сожаления. Это память обо всем, что живо сейчас, без мыслей о минувшем и планов на дальнейшее. Молчание предметов – это в первую очередь молчание души, молчание, но не пустота. Наоборот, это своего рода наполненность, схватывание мгновения, когда бытие обладает такой плотностью, что сознание человека не чувствует необходимости загадывать вперед, чтобы продолжать существовать. То, что действительно поражает в этих сценах – некое неразличимое присутствие или отсутствие предмета и человека, их образы словно рикошетом отскакивают друг от друга в хрупком равновесии мгновения.

Интерьерная сцена – это одновременно и бытие, существование, и нечто, ему противоположное. Это жизнь, сознательно замкнутая в ограниченном пространстве. Боннар, кажется, воплотил вкус, аромат своего домашнего мира в ритмичной пульсации белых и красных клеток скатерти, так же как живописная схема Вермера, конденсирующая его жизнь и искусство – всего лишь солнечный луч, бросающий свой ясный свет на молодую женщину с плавными мягкими движениями. Это драгоценные осколки, выхваченные из потока времени: утро в доме Вермера, время завтрака в доме Боннара.

Этот жанр неизбежно заставляет вспомнить о натюрморте, отличаясь от него в одном решающем аспекте: в натюрморте предмет всегда остается внешним по отношению к художнику, в то время как в каждом предмете своего домашнего окружения художник присутствует. Интерьер в этом смысле – своего рода метафорический автопортрет. У Боннара художник входит в картину. Он уже не передает впечатления, он присутствует сам в пластическом действии образа. Предметы, пространство и свет выдают его присутствие. На картине Вермера лук Купидона касается белокурых кудрей молодой женщины. Стоя перед своим клавесином, она задумалась о человеке, которого любит. Купидон, размахивающий игральной картой, символизирует постоянство.

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

комментария 2 »

Елена:

Данный вопрос давно меня интересовал — спасибо за подробности и информацию

25 Июн 2012 | 8:42 пп
Александра:

Думаю. что интерьер играет большую роль в нашей жизни. Он не должен допустить депрессии или стресса.

25 Июн 2012 | 8:54 пп
Оставьте свой отзыв

Комментарии