aquarells.ru |

О живописи, картинах и художниках

Искусство и нравственность

Пятница 24 Авг 2012

Искусство и нравственность

 

 

Искусство и нравственность относятся к духовной сфере человеческой жизни. Могут ли искусство и нравственность быть оторваны друг от друга? Может ли искусство быть безнравственным?

Искусство и нравственность относятся к духовной сфере человеческой жизни. Могут ли искусство и нравственность быть оторваны друг от друга?

Питер Брейгель (мл.) «Жена забирает пьяницу из таверны» 1632 г.

 

Драма человеческого сознания тяготеет к тому, чтобы отождествлять себя с таинственным, загадочным созреванием и развитием вселенной. Человеческий разум полагает себя осознанной или неосознанной рефлексией мира. Возможно, что сознание – это также и смутная память о первозданном хаосе.

Внутренний мир человека таков, что любое внезапное изменение в  сознании искажает и единство души. Более детальное познание мира имеет своим следствием болезненное обучение сомнению.

Искусство и нравственность относятся к духовной сфере человеческой жизни. Могут ли искусство и нравственность быть оторваны друг от друга?

Клавдий Степанов «Седина в бороду, а бес в ребро» 1888 г.

 

Какое же место занимают мысль и чувство в мире, который состоит лишь из материи и пустоты? И может ли  в нем найти свое место нравственность? Есть ли  иная мораль, помимо физических законов? Если ее нет, то человечество остается лицом к лицу с двумя равно неприемлемыми возможностями: варварством и наукообразием.

Искусство и нравственность относятся к духовной сфере человеческой жизни. Могут ли искусство и нравственность быть оторваны друг от друга?

Эжен Делакруа Барка Дон Жуана» 1840 г.

 

Романтические художники восстают против любой из этих участей и находят поддержку, избирая себе знаменосцев среди поэтов. Импонирующая Делакруа фигура Дон Жуана олицетворяет отрицание и может служить иллюстрацией того, какая пропасть разверзнется перед человеком, если он отречется от трансцендентного (выходящего за пределы, недоступного опытному познанию, потустороннего). Делакруа – это французское выражение той драмы, которая сотрясала художественную душу в первой половине XIX века.Самый цинизм Дон Жуана звучит как отчаяние: «Лицемерие – модный порок, — говорит он, — а все модные пороки сходят за добродетели». Он полагает, что верит лишь в материальную истину, и это горькое знание не может заменить утраченной веры в небеса и в ад. Надменность и вызывающее безверие хозяина Сганареля в мольеровском «Дон Жуане» — на самом деле вопль души, взывающий к Отцу, поиск границ, нормы, запретов: иными словами, жажда морали, способной восстановить смысл в этой бесконечной материи, которую открыла наука. И поэтому месть Командора оборачивается не столько наказанием, сколько освобождением для Дон Жуана.

Фауст, Жюстина, Вальмон, а возможно, даже Франкенштейн – это новые мифологические фигуры, созданные новым временем, чтобы выразить свое смятение. Приход науки, смерть Бога, казалось, открыли путь полному крушению нравственности.

Искусство и нравственность относятся к духовной сфере человеческой жизни. Могут ли искусство и нравственность быть оторваны друг от друга?

Рембрандт «Фауст» 1650-1652 гг. Офорт

 

Среди катаклизмов Великой Французской революции творчество маркиза де Сада звучит как великолепная мрачная похоронная речь по морали. «Все творчество Сада, — писал Пьер Клосовский, — кажется отчаянным воплем, обращенным к недосягаемой девственности, воплем, скрывающимся под завесой богохульства». Романтики сокрушались над руинами идеальной природы, в которую люди уже не могли верить.

Искусство и нравственность относятся к духовной сфере человеческой жизни. Могут ли искусство и нравственность быть оторваны друг от друга?

Джозеф Райт из Дерби «Буря (Шекспир. «Зимняя сказка»)»

 

Между варварством  мировых начал и ужасами рассудка спасение вновь обретается  путем аскетизма. Не зря Просперо в «Буре» Шекспира призывает обратиться к Богу, молиться и очиститься от грехов. Мораль и нравственность должны победить.

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

комментария 2 »

Искандер:

Одного святого спросили: «Для чего Бог создал дьявола?» На что был ответ: «Чтобы познав дьявола, человек повернулся к Богу»
Аналогично происходит в искусстве и творчестве.

24 Авг 2012 | 6:10 пп
Bussy:

Play infromtaive for me, Mr. internet writer.

06 Сен 2012 | 7:33 пп
Оставьте свой отзыв

Комментарии