aquarells.ru |

О живописи, картинах и художниках

Исторические события в живописи

Суббота 15 Сен 2012

Исторические события в живописи

 

 

Исторические события в живописи изображались многими художниками. Именно исторические события в живописи выступают как антипод аллегории.

Исторические события в живописи изображались многими художниками. Именно исторические события в живописи выступают как антипод аллегории.

Тициан «Аллегория битвы при Лепанто» 1573 г.

 

Аллегорическое изображение истории обладает, однако, своими достоинствами. Если бы Тициан и Веронезе не посвятили картин битве при Лепанто, она, несомненно, была бы сегодня забыта за множеством более знаменитых недавних сражений.

В 1571 г. флот Священной Лиги, состоявший из испанских, венецианских, генуэзских и папских галер, разгромил в проливе Лепанто турецкий флот Али Паши, контролировавший подход к Коринфскому заливу. Тем самым на время была предотвращена турецкая оккупация Ионийского побережья.

Исторические события в живописи изображались многими художниками. Именно исторические события в живописи выступают как антипод аллегории.

Орас Верне «Битва при Бувене 27 июля 1214 года» 1827 г.

 

Два великих венецианца отдали дань прославления своему городу, но картины, возвеличивающие победу, не стали символами их творчества. А написанная пятьюдесятью годами позже «Сдача Бреды», напротив, принадлежит к признанным шедеврам Веласкеса, хотя важность изображенного события и не очень велика, роль его даже менее значительна, чем роль битвы при Лепанто.

Исторические события в живописи изображались многими художниками. Именно исторические события в живописи выступают как антипод аллегории.

Диего Веласкес (Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес) «Копья. Сдача Бреды» 1635 г.

 

Почему же тогда именно эта сдача города оставила такой глубокий след в истории живописи, больший, нежели две версии битвы при Лепанто? Гениальность всех троих живописцев не подлежит сомнению, дело здесь в другом. Веласкес не прибегает к аллегории. Его видение театрально, но реалистично. Более того, церемонии такого рода и были в действительности сценическими событиями, и художник, схематизируя композицию, остается верен своему реалистическому видению.

Слева изображены голландцы, капитулировавшие 25 мая 1625 года (передача ключей состоялась 2 июня). Во главе их – командующий гарнизоном Юстин Нассауский. Справа – испанские полки под началом маркиза Спинолы, который великодушно кладет руку на плечо побежденного врага. Юстин Нассауский протягивает ключи, склоняясь, но колено его не касается земли. Маркиз Спинола принимает ключи и также в свою очередь склоняет голову, словно бы не желая подчеркивать превосходство своего положения. В глубине картины видны клубы дыма, напоминающие о тяжелой битве. Конечно, в работе есть политическое значение, но оно всецело выражено живописными средствами. Это смысл, создаваемый самой композицией, а не аллегорией.

Исторические события в живописи изображались многими художниками. Именно исторические события в живописи выступают как антипод аллегории.

Кондотьер Дж. Акуто «Битва при Сан-Романо». Около 1438-1440 гг.

 

Поэтому перед нами и в самом деле настоящая историческая живопись. Художник передает пластическими средствами некое историческое событие, политическое содержание, не заимствуя ничего из традиционных образов поэзии. Тем самым он создает поистине автономный живописный язык жанра, способный выразить исторические события в живописи.

Исторические события в живописи изображались многими художниками. Именно исторические события в живописи выступают как антипод аллегории.

А. Гро «Нополеон в битве при Эйлау 9 февраля 1807 г.» 1808 г.

 

Смысл может быть прочитан следующим образом: история – это цепь событий, результат которых всегда сомнителен, а вовсе не последовательность аллегорических установлений вечной истины. Это ведет к реабилитации события как такового и тех, кто непосредственно участвует в нем, людей из плоти и крови. Здесь порядок очевидным образом выражен в строе испанских пик, в то время как над голландским лагерем, кажется, нависло сомнение. Но помимо этой ясной асимметрии, искусство гармонического контрапункта будто восстанавливает равновесие между двумя армиями. Передний план картины отведен победителям, и это не чисто технический прием – так воплощается та дань, которую платят взявшему верх врагу.

Исторические события в живописи изображались многими художниками. Именно исторические события в живописи выступают как антипод аллегории.

Паоло Веронезе (Паоло Кальяри) «Аллегория битвы при Лепанто» XVI в.

 

Обладая даром организации сцены (сравниться с которым может только талант Тьеполо), Веронезе создавал огромные композиции, переполненные неимоверным числом человеческих фигур, мелких происшествий, которые, однако, все пребывают под контролем художника. Он был превосходным мастером изображения гигантских зрелищ, не жертвуя явным образом никакими деталями и в то же время не смешивая всего в одну кучу.

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
Оставьте свой отзыв

Комментарии