aquarells.ru |

О живописи, картинах и художниках

Изображение домашних животных

Среда 22 Авг 2012

Изображение домашних животных

 

 

Изображение домашних животных – еще одна сюжетная линия в живописи. Это запечатление на полотне своего рода одушевленных предметов. Изображения домашних животных – это декоративные мотивы различной формы, так называемый живописный контрапункт по отношению к главному сюжету,

Изображение домашних животных - еще одна сюжетная линия в живописи. Это запечатление на полотне своего рода одушевленных предметов

Франсиско Гойя «Прогулка (Молодость)». Около 1815 г.

 

а в некоторых случаях – они не более чем пятно цвета. Это возвращает нас к исходному вопросу: что же мы изображаем, запечатлевая королевскую собаку или рисуя золотую рыбку?

Изображение домашних животных - еще одна сюжетная линия в живописи. Это запечатление на полотне своего рода одушевленных предметов

Ян Ван Эйк «Чета Арнольфини» 1434 г.

 

Восхищает тот реализм, с которым Ван Эйк написал собачку четы Арнольфини. Быть может, это первая «настоящая» собака в истории искусства. Но что она делает в этой домашней сцене? Она, конечно, не является символом в том смысле, в каком служат символами агнец или медный змий. Скорее уж мы можем склоняться к тому, чтобы считать ее признаком реальной действительности. Как домашнее животное она обозначает интерьерный, комнатный мир, где правит женщина. Эта довольно маленькая собачка с ясным, решительным взглядом напоминает нам также и о  социальном положении хозяина, синьора Арнольфини, итальянского купца, жившего в Брюгге в 1420-х годах. Таким образом, это скорее эмблема, нежели символ, тем более что эмблема должна нести в себе и социальные, и орнаментальные мотивы. Животное «вошло в картину» не столько потому, что оно «мило выглядит», сколько потому, что может служить указанием на эстетическое чувство своего владельца. Глядя на собаку, мы одновременно смотрим, каков ее хозяин.

Изображение домашних животных - еще одна сюжетная линия в живописи. Это запечатление на полотне своего рода одушевленных предметов

Жан-Батист Удри «Мисси и Тюрлю, борзые Людовика XV» XVII-XVIII в.

 

Это приложимо и к картине Жана-Батиста Удри, изображающей охотничьих собак Людовика XV. Они исключительно породисты, элегантны, великолепно воспитаны – словом, все выдает в них «естественную» принадлежность к аристократии, даже некоторый оттенок сдерживаемой жестокости, сказывающийся в повадке: за изяществом кроется сила, инстинкт стаи, клановый дух породы.

Изображение домашних животных - еще одна сюжетная линия в живописи. Это запечатление на полотне своего рода одушевленных предметов

Анри Матисс «Красные рыбы» 1911 г.

 

Но можно задаться вопросом: «А как же золотые рыбки, какой социальный класс представляют они?»  Если бы их написал кто-нибудь другой, а не Матисс, они могли бы служить эмблемой среднего класса, уже не честолюбивых горожан XV века, а социального класса, добившегося успеха, установившего свою власть: как золотой рыбке, ему нечего уже делать, он скучает, вытягивает голову, смотрит на себя, описывает круги. Аналогия соблазнительна, но, к сожалению, не подходящая для этой картины, ведь золотая рыбка Матисса – это не золотая рыбка. Все, что живописец сохраняет от настоящей золотой рыбки, — это продолговатая форма и красно-золотистый цвет. Но и форма, и цвет уже не отсылают к реальности, верх берет абстракция. В 1851 году Матисс писал: «Со все большим абсолютизмом, все большим абстрагированием я достигал формы, сохраняющей лишь самую суть, и от предмета, который я некогда изображал во всей сложности его пространственной организации, я оставлял лишь знак; этого достаточно, и главное – сделать так, чтобы этот знак имел свою собственную форму и органично существовал в том окружении, в каком я его замыслил».

Все существующее сведено к своей форме, к очертанию своего цвета. Живописец более уже не историк, не социолог, ни даже метафизик; он превратился в чисто пластического мастера, отбросившего все различия между живым и неживым, животным и человеческим. Единственной реальностью для него становится цвет – то есть свет.

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

1 отзыв »

Николай Бруяка:

Гойя хорошо маленькую собачку изобразил. В движении. С эмоцией.

22 Авг 2012 | 11:14 дп
Оставьте свой отзыв

Комментарии