aquarells.ru |

О живописи, картинах и художниках

Кровавые битвы

Четверг 20 Сен 2012

Кровавые битвы

 

 

Кровавые битвы  с участием наполеоновских войск мастерски воплощены на полотнах Гро. Антуан Жан Гро был учеником Давида.

Кровавые битвы  с участием наполеоновских войск мастерски воплощены на полотнах Гро. Антуан Жан Гро был учеником Давида.

Антуан Жан Гро «Битва при Абукире»

 

Благодаря ему он ездил в Италию в 1793-1800 гг., где работал для Жозефины Богарне и Бонапарта, командовавшего там армией. С самого начала он лучше, чем учитель, понимал эпическую природу наполеоновской авантюры.

Кровавые битвы  с участием наполеоновских войск мастерски воплощены на полотнах Гро. Антуан Жан Гро был учеником Давида.

Антуан Жан Гро «Наполеон на поле битвы при Эйлау» 1808 г.

 

Классический язык Давида предполагал всегда некий моральный смысл, который накладывается на действие и «замораживает» его в структуру, имеющую большее отношение к этике, чем к эстетике. Давид никогда не писал самого действия, предпочитая изображать его генезис («Клятва Горациев»), его завершение, конец («Венера и грации разоружают Марса») или же его приостановку («Сабинянки»).

Кровавые битвы  с участием наполеоновских войск мастерски воплощены на полотнах Гро. Антуан Жан Гро был учеником Давида.

Жак Луи Давид «Венера и грации разоружают Марса» 1824 г.

 

Как верный ученик Руссо, он сосредотачивался только на воспитательном, цивилизующем и моральном значении действия. Его творчество – некая программа, и в этом в немалой степени заключено его величие. Но он пренебрегал целой областью деятельности разума, а именно конфронтацией разума и хаоса. А их столкновение – это и есть тот эпический момент, когда сотрясается мир, когда разражаются кровавые битвы.

 

Кровавые битвы  с участием наполеоновских войск мастерски воплощены на полотнах Гро. Антуан Жан Гро был учеником Давида.

Антуан Жан Гро «Сдача Мадрида» (Фрагмент)

 

Гро, глубоко восхищавшийся Давидом, постоянно заявлявший о своей верности учителю, однако постоянно изменял ему вопреки самому себе. Эта личная драма завершилась его самоубийством. Гро стремился быть классическим художником, но при этом его живопись в действительности породила романтизм.

Кровавые битвы  с участием наполеоновских войск мастерски воплощены на полотнах Гро. Антуан Жан Гро был учеником Давида.

Антуан Жан Гро «Битва при пирамидах» 1810 г.

 

Возможно, он думал, что предавая Давида, он предает Наполеона, тогда как на самом деле его художественный язык, проложивший тропу новому поколению живописцев, таких как Делакруа и Жерико, несомненно, гораздо больше подходил для того, чтобы воплощать эпическую природу того грозного периода истории, когда грохотали кровавые битвы. В «Битве при Назарете» Гро намеревался показать только величие действа, героизм, ярость и самозабвение.

Кровавые битвы  с участием наполеоновских войск мастерски воплощены на полотнах Гро. Антуан Жан Гро был учеником Давида.

Антуан Жан Гро «Битва при Назарете» 1801 г.

 

И стоя перед его полотном, висящим как раз напротив одного из полотен Давида, мы в самом деле чувствуем, что мораль здесь отложена до лучших времен, смерть уже не просто рыщет между людьми, но властвует над всем, а потому бессмысленно даже думать о каком бы то ни было будущем. Правда здесь не морального, а чисто физического свойства. Перед нами тела, умирающие или убивающие, чтобы не умереть: тела, но никак не души.

За идеалами, прокламируемыми веком Просвещения, художник, кажется, чувствует другую, более страшную и жестокую правду. Говоря об этом произведении, Мишель Ле Бри спрашивает: «Вся будто вибрирующая от ярости всадников, утопающая в вихрях дыма и водоворотах крови, эта картина победила в конкурсе, призванном прославить победу пяти сотен солдат Жюно над шеститысячной турецкой армией в 1801 году; так что же – она просто прославляет героические добродетели, бесстрашие и упоение победой или же перед нами восхищенное созерцание кровавой оргии?»

В то время как смертоносные клубы дыма битвы постепенно омрачают ясное восточное небо, несмотря на опьянение, несмотря на победу, мы замечаем, как передний план мало-помалу погружается в полутень.

Кровавые битвы  с участием наполеоновских войск мастерски воплощены на полотнах Гро. Антуан Жан Гро был учеником Давида.

Антуан Жан Гро «Наполеон и маршал Бессьер под Ваграмом»

 

И это вызывает мысль, что, возможно, за эстетическим восхищением эпикой остается скрытым грозный вопрос об истинной природе этой эпики. Поскольку вопреки всем своим обещаниям, просвещение в области вооружения и военного искусства порождало все больше и больше мрака и кровавых битв.

Кровавые битвы  с участием наполеоновских войск мастерски воплощены на полотнах Гро. Антуан Жан Гро был учеником Давида.

Антуан Жан Гро «Наполеон, посещающий зачумленных в Яффе 11 марта 1799 года» 1804 г.

 

Египетская политика Бонапарта на протяжении долгого времени превозносилась как намного опережающая свою эпоху. Если же рассмотреть ее более тщательно, то обнаружится, что в ней содержались, наряду с неоспоримо новаторскими элементами, и вполне традиционные ответы на извечные проблемы.

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

1 отзыв »

Леонид:

Прочитал с большим удовольствием. Признаться, первый раз прочитал о Антуане Жан Гро. А некоторые репродукции уже где-то видел. Спасибо за просвещение.

20 Сен 2012 | 11:28 пп
Оставьте свой отзыв

Комментарии