aquarells.ru |

О живописи, картинах и художниках

Личность против истории

Суббота 22 Сен 2012

Личность против истории

 

 

Личность против истории выступает не так уж и часто. Только очень сильная личность способна сказать свое слово и предпринять какое-то решительное действие против истории.

Личность против истории выступает не часто. Только очень сильная личность способна сказать свое слово и предпринять решительное действие против истории

Гюстав Курбе «Дробильщики камня» 1849 г.

 

Спустя тридцать лет после зарождения романтизма в живописи он, как лирическое видение истории уступил место более прозаическому подходу к миру, который критики окрестили реализмом. Возможно, это произошло потому, что память о наполеоновском эпосе начала постепенно стираться, а может и потому, что Вторая империя – карикатурный двойник наполеоновской – также была поругана.

Личность против истории выступает не часто. Только очень сильная личность способна сказать свое слово и предпринять решительное действие против истории

Гюстав Курбе «Крестьяне из Флажи, возвращающиеся с рынка» 1850 г.

 

В чем кроется различие между видением такого художника, как Курбе, и такого, как Делакруа? Помимо стиля, свойственного каждому художнику, их разделяет некое фундаментальное изменение, заключающееся в утрате эпического чувства. Исторический перелом произошел в 1848 г., во время июньской революции, когда буржуазия решилась стрелять в народ. В пластических искусствах перемена была медленной и трудно уловимой. Те, кто продолжал придерживаться эпического жанра, погружались в академизм. Другие, включая Курбе и Эдуарда Мане, пытались отыскать правдивую ноту, пристально наблюдая действительность.

Личность против истории выступает не часто. Только очень сильная личность способна сказать свое слово и предпринять решительное действие против истории

Гюстав Доре «Эпизод осады Парижа в 1870 году»

 

Но точнее уловить реальность возможно, скорее, в постоянстве повседневной жизни, нежели в бурном «извержении» событий. И художник-реалист, воспитанный в требованиях объективности, не склонен доверять тем аспектам исторического события, которые могут погрузить его в романтический лиризм или же в классическую аллегорию. Говоря с точки зрения истории, событие – это неизбежно нечто выходящее за рамки обычного. Но художник-реалист ставит перед собой задачу превратить обыденность жизни в произведение искусства. В этом – основное противоречие двух позиций.

Личность против истории выступает не часто. Только очень сильная личность способна сказать свое слово и предпринять решительное действие против истории

Эдуард Мане «Казнь императора Максимилиана» 1867 г.

 

Мане создал очень мало произведений на историческую тему, и надо заметить, что это весьма показательно. Если мы будем анализировать наиболее значительную картину Мане в историческом жанре, а именно «Казнь императора Максимилиана», то мы найдем в ней подтверждение того, что искусство и история сохраняют дистанцию между собой. Максимилиан Австрийский был младшим братом императора Франца Иосифа. В 1864 г. Наполеон III предложил ему корону новой империи, которую намеревался основать в Мексике. Но когда Максимилиан предпринял неуклюжую вылазку при приближении либеральных сил, возглавляемых Хуаресом, Наполеон III очень быстро покинул его. Оставшись в изоляции, осажденный в Куэретаро либералами, Максимилиан капитулировал 14 мая 1867 года и 19 июня был казнен.

Личность против истории выступает не часто. Только очень сильная личность способна сказать свое слово и предпринять решительное действие против истории

Франсиско Гойя «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 г.» 1814 г.

 

Картина Мане на эту тему – одновременно и политический манифест, и разоблачение цинизма той политики, жертвой которой стал по своей наивности Максимилиан. Таким образом, любая интерпретация здесь непременно должна быть двойственной. Композиция подчеркивает свою преемственность, зависимость от Гойи, но в то же время ее можно рассматривать и как «перевернутое» видение гойевского «Расстрела», похожее на него лишь внешне. В картине Гойи имперские войска стреляют в испанский народ. У Мане мексиканские либералы расстреливают самозваного императора: это результат наивности одного человека перед лицом грубой силы истории. Все величие, весь пафос гойевской картины у Мане оказываются сняты, он дает бескомпромиссный портрет лжи и коварства истории. Конечно, первоначально эта работа интерпретировалась как яростное разоблачение малодушия Наполеона III. Но позволяет ли даже такая трактовка поверить в добродетели либерализма? На самом деле, Мане сталкивает обе стороны лицом к лицу с образом их коварства.

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

комментария 2 »

Анна:

Мои художественные познания не велики. Я сужу так: нравится — не нравится. Нужно быть сильным человеком, чтобы выступить против огромного количества людей. Это — не красота природы. Это — не романтика. Но эти картины показывают правду жизни. И мне они нравятся.

22 Сен 2012 | 11:44 пп
Милена:

Мане великий художник и искусствовед.По его картинам можно смело изучать историю.

23 Сен 2012 | 6:36 пп
Оставьте свой отзыв

Комментарии