aquarells.ru |

О живописи, картинах и художниках

Мертвый Христос

Вторник 14 Авг 2012

Мертвый Христос

 

 

И мертвый Христос продолжал волновать умы людей. Сцены, где мертвый Христос был снят с креста, а затем положен во гроб, являются одними из центральных в живописи средневековья и последовавшего за ним Возрождения.

Мертвый Христос был снят с креста

Питер Пауль Рубенс «Снятие с креста» 1612 г.

 

Иисус погиб на Голгофе (производное от арамейского слова гулгота: лобное место), голом холме за пределами иерусалимских стен. Казнь через распятие на кресте – специфический римский обычай, и именно римские власти, а не первосвященники приговорили Иисуса к смерти. Первосвященники не стремились сделать Иисуса мучеником, в то время как Понтий Пилат не мог приговорить его к казни за религиозные преступления. Поэтому его решили обвинить в попытках подстрекательства к мятежу, представив как политического агитатора.

Мертвый Христос был снят с креста

Дитрих Христиан Вильгельм Эрнст «Положение во гроб» 1759 г.

 

За подобного рода преступления были предусмотрены приговоры к смерти через повешение или отсечение головы. В этом же случае предпочли распятие как более позорный вид казни. Обычно она предназначалась для рабов и воров и осуществлялась исключительно римлянами, в отличие от побивания камнями за религиозные преступления, к которому приговаривала еврейская религиозная элита. Итак, Иисус был распят. Однако быстрая смерть на кресте спасла его от уготованных ему длительных мучений.

Затем последовало снятие с креста, важнейшая, хотя и противоречивая сцена. Противоречивость ее связана с вопросом о присутствии Христа: что изображается – Бог или же безжизненное тело мученика?

Мертвый Христос был снят с креста

Боттичелли (Сандро ди Мариано Филипепи) «Оплакивание». Около 1490 г.

 

Боттичелли избирает взгляд в будущее. Несмотря на горе, на печаль галилейских женщин, мы уже можем разглядеть сияние, излучаемое молодым телом. Смерть – только переход, ведущий к вечной жизни.

Подход Грюневальда, с другой стороны, допускает неоднозначное толкование. Трудно увидеть обещание воскрешения в этой серой плоти, уже несущей на себе печать смерти. Грюневальд воплощает не столько печаль, сколько момент сомнения.

Мертвый Христос был снят с креста

Грюневальд (Матиас Готхарт Нитхарт) Изенгеймский алтарь. «Положение во гроб». Около 1512-1516 гг.

 

Мрачный реализм, с которым он сосредотачивается на знаках, оставленных казнью, бескомпромиссная жестокость изображения звучат как предостережение христианскому миру, который вскоре будет разрываться между Реформацией и контрреформацией. «Не допустим больше первородного греха!» — такова, кажется, суть обращения художника к зрителю.

Хотя в этой сцене почти всегда рядом с Иисусом изображают Марию, о ее присутствии не упоминается ни в одном из трех Евангелий (от Матфея, от Марка и от Луки). На самом деле центральная фигура здесь не мать Иисуса, а Мария Магдалина. Это она стояла у подножия креста на протяжении смертных часов Иисуса, она была при положении его во гроб. Наконец, она, придя на следующий после субботы день, чтобы набальзамировать тело, обнаружила гробницу отворенной и пустой. «Представим себе, — писал Эрнест Ренан, — что в этом эпизоде решающую роль сыграло могучее воображение Марии Магдалины. Божественная сила любви! Священный момент, когда страсть страдающей галлюцинациями женщины дала миру воскресшего Бога!»

Известие о смерти одного из многочисленных евреев не распространилось за пределы Ханаана. Иисус оставался фактически неизвестен историкам I века, продолжая жить лишь в памяти тесного круга близких учеников. В то время как римляне разметали евреев по четырем континентам света, христиане, переходя на полулегальное положение, сохранили свое единство, научившись общаться в пределах своего культа чистой веры, свободной в тот период от каких бы то ни было политических притязаний.

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

1 отзыв »

Светлана:

Статья познавательная. Советую прочесть всем.

14 Авг 2012 | 5:54 пп
Оставьте свой отзыв

Комментарии