aquarells.ru |

О живописи, картинах и художниках

Мифология в живописи. Часть 2.

Среда 25 Июл 2012

Мифология в живописи. Часть 2.

 

 

Мифология в живописи – это особенный тематический пласт. Для художника мифология в живописи – благодатная почва для творчества, требующая, однако, большого мастерства и умения  воплотить в художественную форму сюжеты, проверенные веками. Мифологические боги манипулируют действительностью так же, как и внешним обликом. Что же на самом деле они скрывают за внешней формой? Какие истины таятся за ней? Мифология отвечает: ничего или почти ничего, что бы имело ценность для человека. Икар сжег свои крылья и погиб, пытаясь найти это неизвестное. Прометей терпел бесконечные муки, прикованный в кавказских горах, за то, что передал человечеству божественный огонь.

Мифология в живописи великих мастеров

Амброзиус Франкен Старший «Орфей в подземном царстве» XVI-XVII вв.

 

Орфей пережил жесточайшее страдание, в мгновение ока навсегда потеряв Эвридику, оттого что не смог устоять от искушения и взглянул на нее, когда они уже были на пути, ведущем из царства мертвых к свету.

Манипуляция с действительностью – исключительная прерогатива богов, а человек еще не готов взглянуть в лицо истине, которая неминуемо должна ослепить его, как Орфея. Потому он видит лишь тени или формы, которые ошибочно принимает за самые вещи.

Что же касается художника, то он, как мифологический герой, порой становится полубогом, пленником двух законов, противоречащих друг другу, сталкивающихся между собой: наполовину он человек, наполовину бог, гибрид по натуре. Только ли показывает художник или же нечто раскрывает? Только ли дает возможность видеть или же приподнимает покров видимого? Маг ли он, пророк, как утверждал Виктор Гюго, или же только зритель, один среди многих, быть может, самый умный и просвещенный, но, как и все остальные, подвластный господству видимостей? Кто он – «любопытная Варвара» или же визионер, духовидец?

Эта дилемма никогда не найдет своего разрешения. Важно лишь уловить суть этого процесса, который «разрывает» художника и в котором он обретает себя. Важно помнить, что творчество – это всегда раздвоение, разрыв с самим собой. Необходимо научиться легко отрываться от себя самого, чтобы стать самим собой. Необходимо отступить, чтобы двигаться вперед. Всякое творчество – это движение в неизвестность, поскольку оно полнится тем, чего никогда не было. Оно – радикальнейшая новость, которой нет ничего родственного, похожего, такого, что делало бы возможным какое-либо сравнение. Гений измерить нечем, именно поэтому он способен заблуждаться. Сам Бог, сотворив мир и человека, пожалел о содеянном и должен был погрузить свое произведение в воды всемирного потопа.

Искусство одновременно и непредсказуемо, и двусмысленно: непредсказуемо, потому что оно – прыжок в незнаемое, и двусмысленно, потому что оно не может целиком освободиться от видимостей, ведь без их поддержки оно потеряло бы всякую постигаемость. Художник нуждается в зрителе так же, как Господу для восхищения его творением потребовались глаза Адама. Но способны ли мы воспринимать красоту вещи, не сопоставляя ее с другими вещами? Можем ли мы оценивать, не сравнивая? Возможно ли эстетическое удовольствие без предварительного знания? Скорее всего, ответ на все эти вопросы: нет.

Адаму было даровано Богом право давать имена всему сущему. Тем самым он был поставлен в совершенно невозможное положение (сравнивать-то было не с чем). Ошибка была неизбежна и предрешена, но это значит, что человек не должен нести за нее ответственность один.

Мифология в живописи великих мастеров

Жан Огюст Доминик Энгр «Эдип и Сфинкс» 1808 г.

 

 

Убив своего отца Лая, как и предсказал дельфийский оракул, Эдип повстречался лицом к лицу со Сфинксом, который, а точнее, которая обосновалась у городских стен и преграждала путникам дорогу в Фивы. Разгадав ее загадку и избавив таким образом город от длительного бедствия, Эдип стал фиванским царем и получил в жены Иокасту, не подозревая, что это его собственная мать. Этот миф заключает в себе идею тесных связей между любовью и знанием.

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

комментария 2 »

Марина:

Еще одна очень интересная статья о живописи. Спасибо, узнала многое.

25 Июл 2012 | 5:59 пп
Елена:

Думаю, странно бы было, если бы художники не использовали тему мифологии, ведь здесь есть где проявить свой талант и воображение!

27 Июл 2012 | 11:23 дп
Оставьте свой отзыв

Комментарии