aquarells.ru |

О живописи, картинах и художниках

Начало истории

Воскресенье 16 Сен 2012

Начало истории

 

 

Начало истории, отраженной в живописных полотнах, связано с мифами. В античности и античных мифах часто лежит начало истории, воплощенной в картинах французских мастеров.

Начало истории, отраженной в живописных полотнах, связано с мифами. В античности и мифах лежит начало истории, воплощенной в картинах французских мастеров.

Жак Луи Давид «Андромаха, оплакивающая Гектора» 1783 г. Законченный эскиз с картине

 

Французская школа живописи по причинам, связанным с развитием абсолютизма, не могла позволить себе свободы воплощения исторических сюжетов, какую мы находим у Веласкеса. Но такие художники, как Пуссен в царствование Людовика XIII и Давид в царствование Людовика XVI, вполне осознавали опасность страшной безжизненности, скуки, появляющейся в работах при слишком частом обращении к аллегориям.

Начало истории, отраженной в живописных полотнах, связано с мифами. В античности и мифах лежит начало истории, воплощенной в картинах французских мастеров.

Жак Луи Давид «Сабинянки, останавливающие битву римлян с сабинами» 1799 г.

 

По природе своей аллегория не свойственна языку истории, поскольку она отрицает понятие развития, изменения, т.е. отрицает самый нерв исторического процесса. Абсолютная монархия не могла принять представления о возможной эволюции мирового порядка. Художники-новаторы, попав в эту хитрую западню, находили прибежище в античности, это был умный выход – говорить об истории, не подвергая сомнению авторитет абсолютной монархии.

Начало истории, отраженной в живописных полотнах, связано с мифами. В античности и мифах лежит начало истории, воплощенной в картинах французских мастеров.

Никола Пуссен «Похищение сабинянок»

 

Как говорят биографы, Пуссен великолепно разбирался в античности, и длительное пребывание в Риме послужило только усилению оригинальности его подхода к ней. Но для него история, словно желая вернуться к циклическому времени, начиналась с мифа. Эпизод римской истории, связанный с похищением сабинянок, вызывает в памяти и завязку – собственно похищение, и развязку, а именно примирение римлян и сабинян.

Начало истории, отраженной в живописных полотнах, связано с мифами. В античности и мифах лежит начало истории, воплощенной в картинах французских мастеров.

Никола Пуссен «Ринальдо и Армида» 1620-е гг.

 

Не отвергая всех потенциалов, заключенных в событии, Пуссен стремится и начать, и завершить его в рамках единой картины. Событие может развиваться, но художник должен очертить его, обозначить его пределы. Так вся история сводится к противостоянию человека своему року, судьбе, и именно это столкновение мы называем событием. Если человек выходит победителем, время пребывает циклическим (не неизменным, но предсказуемым). Если же он вовсе перестает быть хозяином положения, то все становится возможным, и лучшее, и худшее.

Начало истории, отраженной в живописных полотнах, связано с мифами. В античности и мифах лежит начало истории, воплощенной в картинах французских мастеров.

Никола Пуссен «Битва израильтян с аммореями». Около 1624-1625 гг.

 

Таким образом, и поиски блаженной вечности, и погружение в историю, трагическая природа которой несомненна, зависят от положения героя и от его отношения к миру. То, что происходит в мифическом событии, — это, несомненно, рождение истории, переживаемой как «страсть». Это слово здесь надо понимать не в современном смысле, а собрав воедино все аспекты, все отношения при столкновении человека с событиями. Нерв, сердцевина искусства такого художника, как Пуссен, заключается в этом. Конфликт уже переживается не только в пределах человеческой судьбы, он становится жестокой оппозицией между природой, вечной, плодоносной, бесконечно счастливой, и быстротечным, бесплодным роком человека.

Начало истории, отраженной в живописных полотнах, связано с мифами. В античности и мифах лежит начало истории, воплощенной в картинах французских мастеров.

Никола Пуссен «Великодушие Сципиона» 1640 г.

 

Таким образом, творчество Пуссена обнаруживает постоянное сопротивление истории, понимаемой как неизбежный фатум: сопротивление, но не отрицание ее. История провозглашает, что она становится мифом, подобно тому, как в увертюре создается абрис основной темы оперы.

Начало истории, отраженной в живописных полотнах, связано с мифами. В античности и мифах лежит начало истории, воплощенной в картинах французских мастеров.

Клод Виньон Старший «Смерть Клеопатры» XVII в.

 

«До самого конца Виньон продолжал оставаться таким же, каким он предстал в своих первых картинах, которые показывали, что у него есть воображение, бесконечная простота, очень мало порядка и никакой композиции», — писал о художнике Жак Тюильер во «Французской живописи».

 

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

комментариев 7 »

Tatyana Dmitrieva:

Очень интересно. Хорошая статья.

16 Сен 2012 | 12:31 пп
Александр:

Две картины с сабинянками есть в моей памяти.

16 Сен 2012 | 2:28 пп
aviainteresting:

Без преувеличения можно сказать, что пост тему раскрыл на все 100 процентов. 🙂

17 Сен 2012 | 7:52 дп
Татьяна:

Картины люблю смотреть, хотя в живописи не очень разбираюсь. А вот последняя — смерть Клеопатры — она что, действительно от укуса змеи умерла?

17 Сен 2012 | 8:55 дп
Илларион Стульнев:

По легенде — да.

17 Сен 2012 | 10:22 пп
Лана:

люблю полотна древних.

17 Сен 2012 | 10:59 дп
Илларион Стульнев:

Ну, не такие уж они и древние: всего лишь XVII-XVIII век.

18 Сен 2012 | 12:24 пп
Оставьте свой отзыв

Комментарии