aquarells.ru |

О живописи, картинах и художниках

Натюрморт в живописи

Четверг 30 Авг 2012

Натюрморт в живописи

 

 

Натюрморт в живописи занимает особенное положение. Именно натюрморт в живописи позволяет выявить роль художника и его отношение к натуре.

Натюрморт в живописи занимает особенное положение. Именно натюрморт в живописи позволяет выявить роль художника и его отношение к натуре.

Жан-Батист Симеон Шарден «Буфет, или Остатки завтрака»

 

Салоне 1767 года Дидро замечает относительно живописи Шардена, что у того весьма своеобразная манера письма, напоминающая эскизы или наброски. Рассматривая картину с близкого расстояния, невозможно определить, что на ней изображено, но когда начинаешь  отступать от нее, предметы на ней начинают приобретать их естественные очертания и вид.

Натюрморт в живописи занимает особенное положение. Именно натюрморт в живописи позволяет выявить роль художника и его отношение к натуре.

Жан-Батист Симеон Шарден «Медный бак для воды» 1734 г.

 

Со времен Шардена натюрморты, можно сказать, «выдают себя» за копию природы, но копируют они ее достаточно своеобразно. В натюрморте предмет изъят из своего обычного окружения и помещен среди других предметов в произвольном порядке, ничего общего не имеющем с жизнью или с природой. Отсюда и название – «мертвая природа».

Натюрморт в живописи занимает особенное положение. Именно натюрморт в живописи позволяет выявить роль художника и его отношение к натуре.

Жан-Батист Симеон Шарден «Стакан воды и кофеварка» 1760 г.

 

В то время как пейзажная живопись стремится выразить универсальные связи между человеком и природой, натюрморты воплощают отдельные, частные, специфические отношения человека с предметами, опирающиеся на конкретный опыт. В натюрмортах, особенно тех, которые созданы английскими художниками XVIII века, есть отпечаток английской философии того времени.

Натюрморт в живописи занимает особенное положение. Именно натюрморт в живописи позволяет выявить роль художника и его отношение к натуре.

Поль Сезанн «Натюрморт с драпировкой» 1889 г.

 

Рассмотрением натюрморта в живописи завершается наш обзор зрелищ природы в произведениях художников разных эпох. Ведь натюрморт ясно показывает, что изображение природы – не то же самое, что ее воспроизведение. Когда художник пишет цветок или вазу, он не воспроизводит предмет, а создает его образ, то есть нечто совершенно другое.

 

Натюрморт в живописи занимает особенное положение. Именно натюрморт в живописи позволяет выявить роль художника и его отношение к натуре.

Поль Сезанн «Цветы и фрукты». Около 1886 г.

 

Поскольку натюрморты свободны от каких-либо исторических или религиозных ассоциаций, они дают возможность сформулировать специфику роли живописца по отношению к натуре и по отношению к обществу, в котором он работает. Живописец – это художник, пользующийся данным ему натурой репертуаром форм и творящий из них другие формы. Несомненно, это сужает его поле деятельности, но, парадоксальным образом, также дает ему полную свободу, причем свободу в самом главном, в самой сущности его искусства.

Натюрморт в живописи занимает особенное положение. Именно натюрморт в живописи позволяет выявить роль художника и его отношение к натуре.

Поль Сезанн «Натюрморт с кувшином и фруктами»

 

Можно со всей определенностью утверждать, что периоды живописного расцвета (фламандский натурализм, импрессионизм, кубизм) приходятся на то время, когда живопись сохраняет наибольшую независимость по отношению к другим видам искусства. И наоборот, в те эпохи, когда превалировал горациевский принцип ut pictura poesis (поэзия подобна живописи) (классицизм, неоклассицизм и романтизм), жанр натюрморта пребывал в небрежении.

Натюрморт в живописи занимает особенное положение. Именно натюрморт в живописи позволяет выявить роль художника и его отношение к натуре.

Поль Сезанн «Натюрморт с имбирной кринкой, сахарницей и яблоками»

 

В письме Эмилю Бернару 12 мая 1904 г. Сезанн писал: «Художник должен пренебрегать суждением, если оно не основывается на беспристрастном наблюдении типичного. Он должен опасаться духа литературы, под воздействием которого легко отойти от единственно правильного пути –  изучения натуры – и потеряться среди абстрактных теорий».

В натюрморте художник может возвратиться к утраченной подлинности искусства. Для Шардена и Сезанна единственная реальная проблема, на которой они были постоянно сосредоточены, заключалась в том, как свет пульсирует, трепещет, взаимодействуя с формой. Они посвятили этому всю свою жизнь.

Здесь можно увидеть и другие картины Сезанна.

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

комментария 2 »

Татьяна:

Не знаю, почему, но нравятся мне натюрморты. В детстве, помню. рисовала фрукты, овощи… может у меня тогда уже было запрограммированно, что к пенсии эти фрукты и овощи выложу на сайт?))))

30 Авг 2012 | 12:29 дп
Наталия:

Интересная статья. Считаю натюрморт — лучшим видом живописи для украшения интерьера.

30 Авг 2012 | 3:17 пп
Оставьте свой отзыв

Комментарии