aquarells.ru |

О живописи, картинах и художниках

Обнаженное тело

Воскресенье 09 Сен 2012

Обнаженное тело

 

 

Обнаженное тело неизменно приковывает к себе взгляды зрителей. В живописи обнаженное тело – это неиссякаемый источник вдохновения для художников.

Обнаженное тело неизменно приковывает к себе взгляды зрителей. В живописи обнаженное тело – это неиссякаемый источник вдохновения для художников.

Жан Огюст Доминик Энгр «Большая одалиска» 1814 г.

 

Классическое различие тела эфирного и тела чувственного может считаться соответствующим действительности до XVIII века, когда начали публиковаться первые научные исследования человеческого тела. С XIX века оно становится объектом рационального познания и с тех пор как бы принадлежит науке. А с того времени, как было найдено приемлемое объяснение сексуальности, можно считать, что с женского тела был снят покров без нанесения при этом морального оскорбления.

Обнаженное тело неизменно приковывает к себе взгляды зрителей. В живописи обнаженное тело – это неиссякаемый источник вдохновения для художников.

Г. Синьяк «Лесная нимфа»

 

Мишель Фуко, французский философ, теоретик культуры и историк, поставивший под сомнение общепризнанное представление о том, что сексуальное подавление насаждалось средним классом, утверждает, что никогда не велось так много дискуссий на темы пола, как в последние два столетия. Буржуазное лицемерие не столько подавляло сексуальность, сколько трансформировало методы ее обсуждения.

Обнаженное тело неизменно приковывает к себе взгляды зрителей. В живописи обнаженное тело – это неиссякаемый источник вдохновения для художников.

Жан Огюст Доминик Энгр «Купальщица Вольпенсон» 1808 г.

 

С этих пор тело перестало быть символом греха и стало символом знания. С появлением Фрейда разоблачение тайн тела и языка тела становится необходимым прологом при установлении едва ли не любой истины, поскольку теория психоанализа раскрывает, что всякое знание управляется бессознательным, строящимся на сексуальности. В удивительной переоценке ценностей тело, которое со времен Евы было символом дурного, неправедного знания, стало эмблемой знания благоприобретенного. И разоблачение его наготы тем самым стало рассматриваться как научный, а потому, безусловно, нравственный акт.

Обнаженное тело неизменно приковывает к себе взгляды зрителей. В живописи обнаженное тело – это неиссякаемый источник вдохновения для художников.

Рафаэль (Рафаэлло Санти, или Санцио) «Мадонна в кресле» 1515-1516 гг.

 

В свете этого скрытое одеяниями тело Мадонны незначимо. Истина уже не рассматривается как нечто, находящееся выше тела, она перестает быть невыразимой. Она не только может, но и должна быть выражена. Нагота прокламирует себя как завоевание.

Обнаженное тело неизменно приковывает к себе взгляды зрителей. В живописи обнаженное тело – это неиссякаемый источник вдохновения для художников.

Жан Огюст Доминик Энгр «Источник» 1820-1856 гг.

 

Средние классы, вооруженные позитивным знанием и стремящиеся показать свою социальную зрелость, настойчиво требуют обнаженных, больше обнаженных, еще больше обнаженных тел, и так до тех пор, пока академические выставки не оказались буквально затоплены бесчисленными ню. Но поскольку все эти ню стремились выражать одну и ту же объективную норму, все они выглядели одинаково, подобно этой «Венере» Амори-Дюваля, слишком очевидно напоминающей энгровский «Источник».

Обнаженное тело неизменно приковывает к себе взгляды зрителей. В живописи обнаженное тело – это неиссякаемый источник вдохновения для художников.

Амори-Дюваль (Эжен Пинэ-Дюваль) «Рождение Венеры» XIX в.

 

«Тона тела, которое долго держали под покровами, приобретают прозрачные оттенки, становятся розоватыми и желтоватыми, напоминая одновременно юфть и лепестки роз», — писал Эмиль Золя.

Обнаженное тело неизменно приковывает к себе взгляды зрителей. В живописи обнаженное тело – это неиссякаемый источник вдохновения для художников.

Амори-Дюваль (Эжен Пинэ-Дюваль) «Античная купальщица»

 

Само собой разумеется, художник отбрасывает груз двусмысленности, изображая формы столь откровенно. Научные дебаты оказывались тем фактором, который гарантировал нравственность такого произведения. Превратившись в объект изучения, в предмет науки, сексуальное тело стало телом без истории, мягкой субстанцией, свободной от теней (в прямом, но еще более – в переносном смысле), не имеющей рельефа. Наука превратила сексуальное тело в бесполое.

Обнаженное тело неизменно приковывает к себе взгляды зрителей. В живописи обнаженное тело – это неиссякаемый источник вдохновения для художников.

Т.А. Нефф «Купальщица» 1886 г.

 

Прежде тело молодой матери, изображенной в образе Мадонны, сводилось к груди, протянутой к губам младенца, и было лишено сексуальности по иной причине: это кормящее тело было временно неподвластно страстям. Женщина не могла предложить свое тело, поскольку оно ей уже не принадлежало. Едва достигшие зрелости Венеры XIX столетия также не могут предложить своих тел – потому что последние теперь принадлежат царству науки.

 

 

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

комментария 3 »

Елена Карплюк:

Думаю, что фраза «тело, которое со времен Евы было символом дурного, неправедного знания» может вызвать сомение, поскольку оправдать появление статуи Венеры Милосской в указанный период, трудно, если бы женское тело однозначно воспринималось, как символ разврата. Просто период мракобесия в Европе, невежества в остальных «продвинутых» странах слишком долго продлился. Искусство же, римлян и грек, дошедшее до нас, говорит об иных чувствах к обнаженному телу.

09 Сен 2012 | 7:49 пп
Елена:

да, раньше были в моде пышные формы у женщин, не то что сейчас: все похожи друг на друга и очень худые!!!

10 Сен 2012 | 10:55 пп
Петр:

Красота!

08 Янв 2015 | 7:34 пп
Оставьте свой отзыв

Комментарии