aquarells.ru |

О живописи, картинах и художниках

Охота в живописи

Понедельник 20 Авг 2012

Охота в живописи

 

 

Охота в живописи нашла свое достойное отражение. В сравнении с демонологической иконографией изображения больших диких животных, таких как львы и тигры, поражают нас своим относительным спокойствием.

Охота в живописи нашла свое достойное отражение. Изображения больших диких животных, таких как львы и тигры, поражают нас своим относительным спокойствием.

Питер Пауль Рубенс «Охота на тигров и львов» 1618 г.

 

Будучи образами потенциальной ярости, они, тем не менее, пребывают в контексте естественного порядка вещей. Если чудовища напоминают нам о наших тайных страхах, то дикие звери вызывают скорее благоговение. Изучаемые, каталогизируемые, они дают приятный привкус экзотики, не задевая нашего ощущения безопасности.

Охота в живописи нашла свое достойное отражение. Изображения больших диких животных, таких как львы и тигры, поражают нас своим относительным спокойствием.

Рудольф Эрнст «Возвращение с охоты на тигра» 1896 г.

 

Изображения «одомашнивают» зверей, приручают, укрощают дикость. И несмотря ни на что, мы чувствуем, что и сами принадлежим к животному миру, как то внушают нам ученые со времен Дарвина. Чудовища угрожают порядку вещей, в то время как большие дикие животные скорее «укрепляют» его. Они являют собой следующее после человека высшее звено в великой цепи жизни. А потому только справедливо, что, поохотившись на газель, лев, в свою очередь, становится охотничьей  добычей человека. Таким должен быть естественный порядок вещей, таков он и есть, красивый и гармоничный. Битва между человеком и зверем обладает красотой классической трагедии, потому что она восстанавливает присущее человеку место в мире. Так, даже старик из рассказа Хемингуэя «Старик и море» предстает победителем, хотя его улов и сожрали акулы. Он выиграл, потому что борьба с огромной рыбой вернула ему место в сердцевине мироздания.

Охота в живописи – это отраженный на полотне гимн природе. Такова охотничья мифология. Неважно, если не всякий с ней согласен. Охотник хочет быть запечатлен рядом со своей добычей.

Охота в живописи нашла свое достойное отражение. Изображения больших диких животных, таких как львы и тигры, поражают нас своим относительным спокойствием.

Жан Франсуа де Труа «Турки, охотящиеся на львов» XVII-XVIII вв.

 

Когда Труа писал охотничьи сцены, он изображал не столько природу, сколько общество своего времени. Специализацией Жана Франсуа де Труа были охотничьи сцены, среди нарочитой, показной роскоши Версаля напоминавшие о «естественных», «природных» корнях аристократии, ныне ведущей праздное существование. В то время как Руссо в середине XVIII века подчеркивал те принципы социальных контрастов, которые накладываются на естественное равенство всех людей, аристократия тяготела к своим собственным установлениям, вновь утверждая ценности естественного права, в которое она верила: право сильного, право крови. В обществе иерархическом охота была прерогативой аристократии. Народ работал, духовенство молилось, аристократия владела оружием и использовала его на войне и на охоте.

Охота в живописи нашла свое достойное отражение. Изображения больших диких животных, таких как львы и тигры, поражают нас своим относительным спокойствием.

Эжен Делакруа «Охота на львов » 1861 г.

 

С появлением  романтизма положение вещей несколько изменилось, но в главном все оставалось тем же. Под влиянием Байрона и его химер Делакруа прославляет новый тип аристократии, аристократию сердца и приключения, но принцип элитарности все еще присутствует, слегка окрашенный в снисходительные тона по отношению к удивительным экзотическим живописным странам. Романтический художник, по существу, находится в согласии с аристократией, хотя и по иным причинам, отвергает рационализм среднего класса, ставший нормой в XIX веке, так же как он отвергает и следствие этого рационализма, промышленную революцию.

Охота в живописи нашла свое достойное отражение. Изображения больших диких животных, таких как львы и тигры, поражают нас своим относительным спокойствием.

Эжен Делакруа «Охота на львов» 1854 г.

 

Романтиков привлекало изящество неравенства, естественная ярость, хаос, мятеж, перевороты, которые может дать только дикая природа – или революция: природа, которая, в конечном счете, сочетает излишество с гармонией.

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

1 отзыв »

Светлана:

Какие кровавые сюжеты! Страшно!

21 Авг 2012 | 9:44 дп
Оставьте свой отзыв

Комментарии