aquarells.ru |

О живописи, картинах и художниках

Пейзаж в творчестве импрессионистов

Среда 29 Авг 2012

Пейзаж в творчестве импрессионистов

 

Пейзаж в творчестве импрессионистов занимает, пожалуй, центральное место. Ведь именно импрессионисты, покинув свои мастерские, одними из первых среди художников стали работать на пленэре.

Пейзаж в творчестве импрессионистов занимает центральное место. Ведь именно импрессионисты, покинув свои мастерские, одними из первых стали работать на пленэре.

Поль Сезанн «Гора Святой Виктории с большой сосной» 1885-1887 гг.

 

Нам известно, что импрессионизм коренится в реализме. Возможно, он меньше сосредоточен на сходстве, но подобно реализму, он отрицает трансцендентное. Мы уже говорили о том, что концепция трансцендентного присутствует в контексте религиозной или мифологической живописи. Коротко резюмируя, можно сказать, что вся живопись, начиная с наскальных изображений и вплоть до пейзажа включительно, в той или иной степени имела религиозное измерение.

Пейзаж в творчестве импрессионистов занимает центральное место. Ведь именно импрессионисты, покинув свои мастерские, одними из первых стали работать на пленэре.

Поль Сезанн «Берега Марны» 1888 г.

 

Реалисты и импрессионисты порвали с этой традицией. То, что сделал Сезанн, исключительно важно для нашего представления об искусстве. Его творчество – живое доказательство того, что художник может достичь глубины выражения того, что он наблюдает, не вдохновляясь ни религией, ни мифами, ни социальными идеями.

Пейзаж в творчестве импрессионистов занимает центральное место. Ведь именно импрессионисты, покинув свои мастерские, одними из первых стали работать на пленэре.

Поль Сезанн «Пейзаж» 1865-1867 гг.

 

Работая над пейзажем, Гюстав Курбе еще был сосредоточен на необходимости объективного сходства. Например, лесок на его холсте должен был воспроизводить в двух измерениях впечатление от реального трехмерного лесочка, его видимость. Изображаемый объект диктовал форму художнику.

Пейзаж в творчестве импрессионистов занимает центральное место. Ведь именно импрессионисты, покинув свои мастерские, одними из первых стали работать на пленэре.

Пьер Боннар «Пейзаж в Ле Канне» 1928 г.

 

При дальнейшем развитии живописи в творчестве Моне, Сезанна, а позже – Боннара, в вопросе о критериях изобразительности чаша весов склонилась в пользу субъекта живописи – художника. При этом продолжали учитываться характерные особенности, черты изображаемого предмета. Иными словами, реализм эволюционировал к субъективному формализму.

Пейзаж в творчестве импрессионистов занимает центральное место. Ведь именно импрессионисты, покинув свои мастерские, одними из первых стали работать на пленэре.

Пьер Боннар «Лето в Нормандии» 1908 г.

 

Пейзаж в творчестве импрессионистов мыслился теперь как некое зрительное впечатление, а потому в первую очередь как результат игры света на форме. Анализ этого взаимодействия формы и света в пейзажах импрессионистов варьируется в зависимости от индивидуальности. В этом кроется основа субъективности, выражения творческого таланта автора, невзирая даже на выдвигаемые иногда художниками почти научные притязания.

Пейзаж в творчестве импрессионистов занимает центральное место. Ведь именно импрессионисты, покинув свои мастерские, одними из первых стали работать на пленэре.

Пьер Боннар «Сад»

 

Еще одну картину Боннара можно посмотреть здесь.

Что же касается Сезанна, которого всегда охотно причисляют к предтечам кубизма, вспоминая о его позднем высказывании о цилиндре, сфере и конусе, то надо заметить, что люди часто слишком быстро забывают о том, что его творчество продолжало основываться на изучении цвета.

Пейзаж в творчестве импрессионистов занимает центральное место. Ведь именно импрессионисты, покинув свои мастерские, одними из первых стали работать на пленэре.

Клод Моне «Волнение моря в Этрете»

 

Он говорил, что люди больше воспринимают глубину, а не поверхность,  поэтому при передаче колебаний света желтыми и красными тонами надо добавлять и голубые тона, чтобы зритель мог ощутить воздух. Конечно, Сезанн не отрицал форму всецело, раскладывая ее на множество планов и иногда даже сводя ее к простому мазку цвета. Но, в конечном счете, пропасть между ним и такими живописцами, как Моне и Боннар, не так велика, как может показаться на первый взгляд.

Пейзаж в творчестве импрессионистов занимает центральное место. Ведь именно импрессионисты, покинув свои мастерские, одними из первых стали работать на пленэре.

Клод Моне «Отвесная скала на берегу моря в Дьеппе» 1882 г.

 

Различие между ними заключено не столько в противоположности концепций, сколько в разности стилей. Когда Боннар писал, что «картина – это множество пятен, сочетающихся друг с другом и в конце концов образующих предмет, если глаз чуть-чуть выстроит их, передвинет, не испытывая при этом сильной встряски», то он всего-навсего утверждал то, чего всю жизнь добивался Сезанн.

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

комментария 2 »

Александр:

Я мало в этом соображаю, но пейзажи с удовольствием посмотрел.

29 Авг 2012 | 3:37 пп
Елена:

последняя картина мне напомнила мои любимые места на острове Хортица!

29 Авг 2012 | 11:17 пп
Оставьте свой отзыв

Комментарии