aquarells.ru |

О живописи, картинах и художниках

Поклонение

Среда 08 Авг 2012

Поклонение

 

 

Поклонение – также один из излюбленных сюжетов мировой живописи. Поклонение младенцу Иисусу – акт признания его Божественной силы. Когда младенец появился на свет, люди должны были узнать его. Первыми это сделали пастухи, потом мудрецы, волхвы. Если считать, что пастухи представляют народ Израиля, его самый низший, простой, но в то же время наиболее близкий к древним истокам слой, детей Авраама, то роль волхвов – служить представителями других народов, и таким образом их приход предвосхищает грядущее распространение христианской вести по всему свету.

Поклонение младенцу Иисусу

Питер Пауль Рубенс «Поклонение волхвов» 1634 г.

 

Волхвов привела чудесная звезда – очевидный знак божественной воли. Звезда – это небесный свет, который с равным успехом можно принимать и в буквальном, и в метафорическом смысле. Ее свет – божественное руководство, божественное водительство. Была ли она кометой, или результатом сближения планет Венеры, Сатурна и Юпитера, или же ни тем, ни другим – не столь существенно. Главное заключается в том, что человечество, в том числе и племена, не принадлежащие к народу Израиля, пришло и простерлось ниц, преклонилось перед «царем иудейским», принеся ему в дар золото, ладан и смирну. По числу даров позднее было заключено, что волхвов было трое. Это число соответствует числу сыновей Ноя (Сим, Хам и Иафет), чьи потомки, расселившись на трех континентах, известных в то время (Африка на юге, Азия на востоке и Европа на севере), составили вместе все человечество.

Поклонение младенцу Иисусу

Эль Греко (Доменико Теотокопулос) «Поклонение пастухов» XVI-XVII в.

 

Число три отсылает также к троичности Единого Бога, служащей основой первого таинства христианства. Золото, ладан и смирна, таким образом, обозначают три составляющих человечества, представленного тремя волхвами, и трех членов Святого Семейства, которое, в свою очередь, может быть в символическом ключе прочитано как земное эхо троичности Единого Бога.

Поэт IV века Ювенкус интерпретировал три дара как символы истинной природы Христа: Христос – царь, это символизирует золото, на котором возводятся царства; Христос – искупитель, символом этого служит смирна, ароматическое вещество, ассоциирующееся со смертью, и Христос – Господь, что символизирует ладан, использующийся при богослужении: три субстанции, означающие вместе Единого и Единосущного Бога.

Поклонение младенцу Иисусу

Андреа Мантенья «Поклонение волхвов» XV в.

 

Та версия «Поклонения», которую создает Мантенья, находится в русле символического прочтения и по существу, и по форме. В отличие от Рубенса, в более позднее время умилявшегося трогательными деталями этой встречи, и от Эль Греко, давшего визионерскую ее интерпретацию, Мантенья задумал «Поклонение» со всей строгостью геометра: три волхва, три измерения, единый Бог. Эта его «манера видения», которую часто называют жесткой и холодной, отрицает какой-либо скрытый психологический смысл или сентиментальность. Поклоняются не ребенку, но Господу. Посредством пластического искусства Мантенья воплощает скорее строгую красоту концепции, нежели эмоцию, чувство. В жесткости трактовки фигур и даже в самом их расположении обнаруживается тщательный расчет театрального постановщика. Но, к  сожалению, излишняя театральность, в конечном счете, немного мешает. Зрителю, как правило, хотелось бы большей любви и большей жизненности характеров.

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
Оставьте свой отзыв

Комментарии