aquarells.ru |

О живописи, картинах и художниках

Природа в живописи

Четверг 23 Авг 2012

Природа в живописи

 

 

Природа в живописи нашла свое воплощение в пейзаже. Но далеко не сразу природа в живописи обрела свое достойное место.

Природа в живописи нашла свое воплощение в пейзаже. Но далеко не сразу природа в живописи обрела свое достойное место.

Альбрехт Альтдорфер «Аллегорический пейзаж» 1531 г.

 

Вопреки распространенному ныне представлению, на самом деле в Средние века на Западе народ относился к природе с величайшим подозрением и недоверием. Это была теологическая эпоха, и была жива мысль о том, что земля запятнана первородным грехом. Те, кто обрабатывает землю, крестьяне, находились на низшей ступени социальной лестницы. Надо было дождаться первых проблесков Возрождения, чтобы увидеть, как такие художники, как Альтдорфер или братья Лимбурги, начинают проявлять настоящий интерес к пейзажу.

Природа в живописи нашла свое воплощение в пейзаже. Но далеко не сразу природа в живописи обрела свое достойное место.

Братья Лимбурги (Поль, Эрман и Жеаннекен) «Роскошный часослов герцога Беррийского». Начало XV в.

 

Только в XVII веке пейзаж утвердился в правах как полноправный жанр. Возможно, это явилось следствием перемены вкуса по отношению к окружающей среде, которая и сама изменялась, становясь более «гуманной». Но на более глубоком уровне это было результатом пробуждения к жизни некоторых представлений о мире, дремавших более тысячи лет, с момента падения Римской империи. В этой связи мы можем говорить о новом открытии природы, но необходимо вначале уяснить, что именно предполагает это открытие.

Природа в живописи нашла свое воплощение в пейзаже. Но далеко не сразу природа в живописи обрела свое достойное место.

Питер Пауль Рубенс «Вид руин с Палатинского холма в Риме» 1600-1608 гг.

 

В Средние века отношения основывались на идее принуждения, на праве сильного, и все социальные, культурные и религиозные связи строились вокруг этого. Возрождение действительно переломило такой порядок вещей, заменив идеал силы идеалом равновесия и гармонии. Леонардо да Винчи искал эту гармонию в пропорциях человеческого тела, другие впоследствии – в самой природе.

 

Природа в живописи нашла свое воплощение в пейзаже. Но далеко не сразу природа в живописи обрела свое достойное место.

Джозеф Райт из Дерби «Пейзаж с радугой» 1794 г. Фрагмент

 

Поэтому представляется несомненным, что расцвет пейзажной живописи в XVII веке связан с возрождением пантеистических (обоготворяющих природу) учений, господствовавших в античной культуре. Поиск гармонии в том зрелище, которое открывает нам природа, заключает в себе веру в постоянное присутствие Бога в мире. В этом свете изображение природы становится изображением божественного присутствия, не самого Бога, поскольку эта философия отрицает идею Бога как личности, а именно его всеприсутствия, то есть его всемогущества.

Природа в живописи нашла свое воплощение в пейзаже. Но далеко не сразу природа в живописи обрела свое достойное место.

Клод Лоррен «Пейзаж с Аполлоном, музами и речным богом» ХVII в.

 

Природа не является самим Богом, но Бог, будучи всем, повсеместно пребывает в своем творении, присутствует во всем. Или, иными словами, поскольку Господь есть не что иное, как абсолютное, универсальное и всепронизывающее присутствие, в природе надо видеть не продукт творения, а воспринимаемую форму Бога и, таким образом, вечную, бесконечную, несотворенную форму – как сам Господь.

Природа в живописи нашла свое воплощение в пейзаже. Но далеко не сразу природа в живописи обрела свое достойное место.

Никола Пуссен «Орфей и Эвридика» XVI-XVII в.

 

Живопись Пуссена и Клода Лоррена одновременна пантеистическим доктринам Джордано Бруно и Спинозы. Благостное чувство, охватывающее нас при созерцании картины Пуссена, не может быть сведено к простому удовольствию от зрелища материальной гармонии, поскольку здесь эта последняя указует на некую высшую, трансцендентную, относящуюся к сфере духа гармонию. В пейзаже XVII века человеческая деятельность уже не предстает как драма. Поэтому фигуры людей — маленькие, а действия их — несущественны, анекдотичны, даже если сама тема и заимствована в античной истории.

Природа в живописи нашла свое воплощение в пейзаже. Но далеко не сразу природа в живописи обрела свое достойное место.

Никола Пуссен «Весна, или Земной рай» XVI-XVII в.

 

В творчестве Пуссена дух и материя сливаются в единую субстанцию – как раз там, где наш глаз улавливает нечто, называемое нами гармонией. Образ мира, образ Бога – эти пейзажи суть нечто большее, чем просто стилистические упражнения живописца: это акты веры.

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

1 отзыв »

людмила:

Обожаю природу и картины смотрю с удовольствием. Портреты, это конечно хорошо, но для меня — пейзажи. Смотреда бы и смотрела.

23 Авг 2012 | 9:46 пп
Оставьте свой отзыв

Комментарии