aquarells.ru |

О живописи, картинах и художниках

Реалистический пейзаж

Вторник 28 Авг 2012

Реалистический пейзаж

 

 

Реалистический пейзаж развился и достиг своего расцвета к середине XIX века. В живописных школах Франции, Англии и других европейских стран реалистический пейзаж занял свое достойное место.

Реалистический пейзаж  достиг своего расцвета к середине XIX века. В живописных школах Франции, Англии и др. стран реалистический пейзаж занял  достойное место.

Джон Констебл «Дервенуотер. Бурный вечер» 1808 г.

 

С XVI века в пейзажную живопись было вложено так много художественного опыта разных стран, что с середины XIX века, когда образом реальной действительности в глазах человека становились города, а индустриализация, казалось, обещала избавить человека от тирании природы, можно было бы ожидать, что этот жанр завершил свой путь развития. Однако произошло нечто противоположное.

Реалистический пейзаж  достиг своего расцвета к середине XIX века. В живописных школах Франции, Англии и др. стран реалистический пейзаж занял  достойное место.

Джон Констебл «Воз сена» 1821 г.

 

Английский живописец Джон Констебл с кажущейся простотой советовал художникам довольствоваться тем, чтобы писать только то, что они видят; что им стоит раз и навсегда отказаться от всяческих классических, барочных, неоклассических или романтических прихотей и фантазий и просто смотреть вокруг и изображать то, что открывается их глазу. Гляди кругом и пиши, без всякой философской подоплеки, без каких бы то ни было религиозных притязаний, без малейших претензий на возвышенность. Гляди – и пиши, что ты видишь, запечатлевай то, что наблюдает твой глаз.

Реалистический пейзаж  достиг своего расцвета к середине XIX века. В живописных школах Франции, Англии и др. стран реалистический пейзаж занял  достойное место.

Джон Констебл «Шлюз и мельница в Дедхеме» 1820 г.

 

Таковым было происхождение реализма и реалистического пейзажа. На самом деле этот подход не так прост, как может показаться на первый взгляд, поскольку, когда дело доходит до изображения, художники, в действительности, очень редко изображают реальность ради нее самой. Забвение всех формул студийного обучения, законов перспективы, берущих начало во времена кватроченто («четырехсотые годы», XV век, раннее итальянское Возрождение), означало бы забвение всего или почти всего, что составляло западную живописную традицию. Невозможно было подчистую вымести всю четырехвековую школу профессионального ремесла, не рискуя при этом сбиться с пути, попасть в темный лес.

Реалистический пейзаж  достиг своего расцвета к середине XIX века. В живописных школах Франции, Англии и др. стран реалистический пейзаж занял  достойное место.

Гюстав Курбе «Скалистый пейзаж» 1862 г.

 

Потому Констебл и не разрабатывал программы, не заявлял чрезмерных амбиций. Писать то, что видит глаз, было его символом веры, который подхватили французские художники барбизонской школы. Этот урок унаследовал и Курбе, привлеченный его простотой.

Реалистический пейзаж  достиг своего расцвета к середине XIX века. В живописных школах Франции, Англии и др. стран реалистический пейзаж занял  достойное место.

Гюстав Курбе «Побережье Нормандии» 1867 г.

 

Писать реалистические пейзажи через посредство глаза, думал он, а еще лучше, через посредство всего тела, рук, всего, что составляет человека: сердца, внутренностей – и Курбе писал с неистовством, со страстью и наивностью человека, жаждущего воссоздать природу еще раз. Художник не изображал скалы в Этрета, а словно вновь выстраивал их. Он писал так, как строитель возводит дом, без изящества, но с совершенным знанием ремесла. И его знание – плод опыта. Его скалы – не та чистая вибрация света, которая впоследствии проявится в этом мотиве у Клода Моне.

Реалистический пейзаж  достиг своего расцвета к середине XIX века. В живописных школах Франции, Англии и др. стран реалистический пейзаж занял  достойное место.

Клод Моне «Этрет, закат» 1883 г.

 

У Курбе они, кажется, несут в себе груз веков. В его творчестве форма проистекает не из осознания, а скорее из осязания.

Всякий, кто бывал в Этрета, знает, что прежде чем писать эти скалы, Курбе во время отлива подошел к ним по мокрой гальке, трогал, гладил их основания, смотрел на них вверх и действительно прочувствовал их материю.

Реалистический пейзаж  достиг своего расцвета к середине XIX века. В живописных школах Франции, Англии и др. стран реалистический пейзаж занял  достойное место.

Гюстав Курбе «Скалы Этрета после шторма» 1869 г.

 

Реализм такого рода неотделим от опыта. «Я знаю мою страну, — заявлял Курбе, — и я пишу ее». Его знание – не понимание разумом, а постижение чувственным опытом. Художник оставляет любые попытки воспроизвести мир, но действительно пытается ухватить, поймать этот мир таким, какой он есть.

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

комментария 2 »

Валентина:

Я плохо разбираюсь в живописи .Но я просто любуюсь картинами ,они мне все нравятся. От одних картин веет умиротворением и спокойствием,на другой сельский быт ,а на этой картине море такое спокойное. Я просто на них смотрю.

28 Авг 2012 | 1:34 пп
Анна:

Как мне нравятся такие картины! Природа, море. Похоже, я — сторонница реализма. Или просто сторонница талантливых работ.

28 Авг 2012 | 6:55 пп
Оставьте свой отзыв

Комментарии