aquarells.ru |

О живописи, картинах и художниках

Роль искусства в истории

Понедельник 24 Сен 2012

Роль искусства в истории

 

 

Роль искусства в истории не может быть определена однозначно. На каждом отдельном этапе роль искусства в истории выражена в большей или в меньшей степени.

Роль искусства в истории не может быть определена однозначно. На каждом отдельном этапе роль искусства в истории выражена в большей или в меньшей степени.

Люк Филдс «Голодные и бездомные»

 

Вполне определившаяся традиция социальной живописи существует с XIX века. Она не оказала реального влияния на общее развитие истории искусства, и это может служить свидетельством неудачи живописного варианта попыток, к какой-то мере аналогичных тем, что в области литературы предпринимал Эмиль Золя.

Роль искусства в истории не может быть определена однозначно. На каждом отдельном этапе роль искусства в истории выражена в большей или в меньшей степени.

Оскар Кокошка «Автопортрет»

 

Судьба рабочего класса была предметом, не интересовавшим художественные круги, или, если сказать точнее, присутствие в самой сердцевине произведения искусства какого-либо социального содержания считалось вредным для развития живописи. «Классовые битвы надо оставить площадям и защитить от них искусство», — заявил Оскар Кокошка, австрийский художник и писатель, после оставившего тридцать пять убитых восстания рабочих в Дрездене, когда шальная пуля пробила картину Рубенса.

Роль искусства в истории не может быть определена однозначно. На каждом отдельном этапе роль искусства в истории выражена в большей или в меньшей степени.

Георг Гросс «Люди в кофейне» 1918 г.

 

«Замечание Кокошки – типичное выражение буржуазного образа мыслей, — парировали дадаисты Гросс и Хартфилд. – Буржуазия ценит свою культуру больше, чем жизни рабочего класса». В своей «Истории дадаизма» в 1920 г. Рихард Гюльзенбек расширил и углубил это суждение следующим образом: «Искусство в целом заслуживает хорошей порки».

Это было в Германии, травмированной поражением в войне, сокрушенной экономическим кризисом, униженной Версальским мирным договором. Проблема социальной ангажированности художника вновь встала со всей остротой.

Роль искусства в истории не может быть определена однозначно. На каждом отдельном этапе роль искусства в истории выражена в большей или в меньшей степени.

Отто Дикс «Игроки» 1920 г.

 

Такие художники, как Георг Гросс и Отто Дикс, яростно разоблачали «роль паразита и проститутки, которую навязывает художнику капиталистическое общество». В их творчестве реализм стал инструментом развенчания существующей действительности, которую они разоблачали не во имя стремления к некоему идеалу, но, напротив, во имя глубокой преданности этой действительности, не желая примириться с ее подчинением интересам капиталистического меньшинства.

Роль искусства в истории не может быть определена однозначно. На каждом отдельном этапе роль искусства в истории выражена в большей или в меньшей степени.

Курт Швиттерс «Картина со светлым центром». Коллаж

 

(О том, что такое коллаж, можно прочитать здесь.)

Итак, здесь перед нами сражающееся искусство на службе у революции, а также, можно в некотором смысле сказать, искусство против искусства. Как говорил Гюльзенбек, «дадаизм считает необходимым выступать против искусства, срывая с него мошенническую маску, которая действует как моральный предохранительный клапан».

Роль искусства в истории не может быть определена однозначно. На каждом отдельном этапе роль искусства в истории выражена в большей или в меньшей степени.

Курт Швиттерс «Мерц 25А. Созвездие»

 

Однако это отношение разделялось не всеми дадаистами. Курт Швиттерс, который изобрел собственную версию дадаизма – мерцизм, в 1923 г. в своем «Манифесте пролетарского искусства» нанес контрудар: «Не существует искусства, созданного пролетариями, поскольку пролетарий, создающий искусство, уже больше не пролетарий, а художник… Пролетариат – это состояние, которое надо преодолеть, буржуазия – это состояние, которое также надо преодолеть, оставить позади. Но постольку, поскольку пролетарская культура подражает буржуазной, пролетарии – это как раз те люди, которые поддерживают прогнившую культуру буржуазии, хотя и бессознательно… Следовательно, пролетарский художник борется не за искусство и не за новую жизнь, но прежде всего – за буржуазию».

Роль искусства в истории не может быть определена однозначно. На каждом отдельном этапе роль искусства в истории выражена в большей или в меньшей степени.

Курт Швиттерс «Конструкция для благородных дам» 1919 г.

 

Разумеется, этот бесконечный спор о роли искусства в истории, постоянно затрагивающий так или иначе оба понятия – искусство и история, искусство в истории, история в искусстве, — не может быть однозначно разрешен тем или иным образом. Невозможно ни свести эти понятия вместе, ни оценить их порознь. Неразделимые и несовместимые, вновь и вновь…

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

комментариев 5 »

Эдуард:

Хотя, я и далек от этого, статья мне понравилась. Познавательно. Спасибо.

24 Сен 2012 | 7:56 пп
Искандер:

Противоречия нашей жизни не могут не затронуть и искусство.
(Илларион, у Вас на обоих сайтах подозрительный всплывающие окна. Обратитесь в тех. поддержку хостинга, они обычно помогают. Поменяйте пароли от сайтов и от хостинга. Почистите комп и поставьте на него хороший антивирь и фаервол. Все проблемы с сайтами начинаются с компа)

24 Сен 2012 | 8:08 пп
Алена С:

Сложное для понимания искусство этих авторов. Но притягивает.

25 Сен 2012 | 12:41 дп
Hannah:

Сайт хорош, слов нет.

13 Фев 2015 | 12:12 дп
Brianna:

а еще посты на эту тему будут в будущем?

16 Фев 2015 | 5:15 пп
Оставьте свой отзыв

Комментарии