aquarells.ru |

О живописи, картинах и художниках

Слово Божье

Воскресенье 12 Авг 2012

Слово Божье

 

 

Слово Божье воплотилось в притчах, а они, в свою очередь, нашли отражение в картинах художников разных эпох, неся слово Божье зрителю. Христианство превратило монотеизм в идеалистическую веру. Наиболее сильное утверждение идеализма содержится в первой главе Евангелия, приписываемого Иоанну, где говорится, что в начале было слово.

Слово Божье воплотилось в притчах

Питер Брейгель Старший «Притча о слепых» 1568 г.

 

Однако этот идеализм, который богословы впоследствии сделали стерильным и отталкивающим, изначально был теологией, глубоко укорененной в материальной действительности этого мира. Так, Матфей, говоря об Иоанне Крестителе, описывает его как бедного отшельника, имеющего лишь одежду из верблюжьего волоса и кожаный пояс. Так образ чистейшего аскетизма сохраняет отпечаток материальной поэзии.

Слово Божье воплотилось в притчах

Рембрандт Харменс ван Рейн «Возвращение блудного сына». Середина 1660-х гг.

 

Иисусу были неведомы греческая и эллинистическая цивилизации. В сознании его, скорее всего, был упрощенный образ Римской империи, состоящей из бедности, показухи  и произвола. Тот факт, что он часто говорит притчами, отражает его состояние мышления, художественный, образный подход к таинству религии, ведь притча – это и загадка, тайна.

Слово Божье воплотилось в притчах

Иероним Босх «Бродяга (Блудный сын)». Около 1510 г.

 

У Иисуса было одновременно две противоположных задачи: сделать абстрактное по своей природе наставление с помощью конкретного примера доступным народу – элементарный принцип любого обучения; и в то же время говорить с людьми только с помощью притч, чтобы народ осознал, какая пропасть отделяет воспринимаемое им слово от Царства Божия. Как будто бы цель заключается в том, чтобы убедить, что интеллектуальный подход к таинству невозможен, и указать на мистический подход, основанный на любви, как единственно возможный. Любовь же понимается как априорный залог существования Иного, и любовь осуществляет себя через веру.

Слово Божье воплотилось в притчах

Ян Вермеер Делфтский «Христос в доме Марфы и Марии» 1654-1656 гг.

 

Таково значение эпизода, когда Христос приходит к сестрам Лазаря Марфе и Марии. Простой реализм этой сцены прекрасно передан Вермеером. Марфа, заботясь о «большом угощении» и раздраженная видом сестры, сидящей у ног Иисуса, просит его сказать Марии, чтобы та помогла ей в хлопотах. Иисус же отвечает, что Марфа заботится о многом, а нужно лишь одно. А вот Мария избрала благую часть, которая пребудет с ней всегда. Марфа потупилась, словно ее застали за чем-то постыдным, кажется, ей чуть ли не хочется скрыть, что она занята тем, что ставит хлеб на стол, на белую скатерть: истинную пищу – духовную – нужно искать не в нем. Она в Слове Божьем.

Слово Божье воплотилось в притчах

Микеланджело Меризи де Караваджо «Воскрешение Лазаря» 1609 г.

 

В конечном счете, и чудеса, и воскрешение Лазаря, как наиболее волнующий пример, действуют таким же образом, что и притчи. Они – метафоры, указующие, в случае с Лазарем, вперед, на грядущее воскресение. И чудеса, и притчи – послания с двойным смыслом. Божье слово таинственно, загадочно: это проблема не понимания, а веры. Эта черта христианства раскрывает его как истинно восточный культ, почти во всех отношениях противоположный греческой рациональности.

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

комментария 4 »

Николай Бруяка:

Меня впечатляет Иероним Босх и его творчество.

12 Авг 2012 | 2:21 пп
Николай:

Умная статья, требующая вдумчивого чтения. Многие ли поймут это. Но тема очень актуальна для нашей жизни и требует продолжения.

12 Авг 2012 | 4:33 пп
Natabul:

Спасибо, такие параллели восхищают! Когда все так наглядно и вера в чудеса обретает реальность!

12 Авг 2012 | 8:10 пп
injnnak:

Нужно верить обязательно и тогда можно такие дела делать…

12 Авг 2012 | 8:55 пп
Оставьте свой отзыв

Комментарии